Характер обучения в Г. Ш.

С

роки обучения, учебные планы и программы в русских госпитальных школах не однократно претерпевали изменения.

«Можно отметить следующие этапы;

) Первоначальный этап до 1735 года;

) Установление твердой системы обучения «Генеральным регламентом о госпитальных школах» 1735;

) Реформы, осуществленные Кондаиди (50-е года);

) Организация медико-хирургических училищах, 1786;

) Преобразования на основе «Предварительного постановления о должностях учащих и учащихся, 1796»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ

Изначально не было утверждено определенного обучения. Ученики делились на три разряда - младший, старший, средний. Время нахождения в каждом разряде ограниченно не было и зависело от подготовленности ученика и его успеваемости. Сроки обучения колебались от 5-10 лет. Единый срок обучения для всех школ был введен 1754 году. Как правило хорошо успевающему ученику через 2-3 года присваивалось звание подлекаря, а через 1-2 года после этого звание полекаря. Таким образом фактически срок обучения составлял 4-5 лет.

В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. Позднее были введены химия, математика и физика. Окончательный учебный план был введен в 1795 г. и включал:

год - матем., физика, химия, ботаника, анатомия, физиология.

год - физика, химия, ботаника, анатомия, физиология, «материя медика», патология, терапия.

год - патология, терапия, ботаника, хирургия.

год - хирургия, акушерство.

год - клиническая практика.

Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства.

Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням.

В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть».

Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно медицинских и патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали знания и практические навыки. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»).

Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся. Часто абитуриенты приходили из учебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком, философией, многими классическими произведениями греческих и латинских писателей и философов, демократическое их происхождение. так как в госпитальные школы поступали выходцы из мало обеспеченных слоев населения дети мелкого духовенства, лекарей, казаков, придворных певчих, купцов, солдатские дети.

Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3-4 операции на трупе.

1) Учебные пособия

Большое значение в подготовке врачей в госпитальных школах имели анатомический музеи, театры, лаборатории, библиотеки, ботанические сады и учебные аптеки.

В Московской Г. Ш. были учебники Блазиуса, Бланкарда, Бидлоо на латинском языке. В 1737 г. были закуплены и введены анатомические таблицы Кульма и учебник хирургии Гейстера. Особенно много для оснащения библиотек было сделано З.П. Кондоиди, по его указу в СПб была открыта публичная мед. библиотека.

Госпитальные школы как основная форма подготовки врачей в России просуществовали около 80 лет, т. е. в течение почти всего XVIII века. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища. В 1798 г. были организованы медико-хирургические академии в Петербурге и Москве с более обширными программами, с новым учебным планом.