Методы исследования слухового анализатора

Слуховой анализатор исследуют с помощью разговорной речи и речи, произносимой шепотом, камертона, а также методом аудиометрии. Расстояние в 5 м является нормальной границей слышимости речи, произносимой шепотом. Понижение слуха у спортсменов, сопровождающееся нарушением слуховой ориентации и как следствие этого запоздалой реакцией на звуковой сигнал, может явиться причиной травмы и пр. Наиболее опасна она в спорте, особенно в боксе. У стрелков, игроков в водное поло и др. диагностируются неврит и травмы слухового нерва. Эти нарушения могут неблагоприятно сказаться на спортивной работоспособности.

Методика педагогического обследования слуха детей дошкольного возраста зависит от того, владеет ли ребенок речью или нет. Для обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал. Он должен состоять из хорошо знакомых ребенку слов, отвечающих определенным акустическим параметрам. Так, для русскоязычных детей целесообразно использовать слова, отобранные Л.В.Нейманом (1954) для обследования слуха детей шепотом и включающие равное количество высокочастотных и низкочастотных слов. Все слова (всего 30) хорошо знакомы детям дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста из этих 30 слов нами были отобраны по 10 слов низкочастотных (Вова, дом, море, окно, дым, волк, ухо, мыло, рыба, город) и 10 высокочастотных (зайчик, часы, Саша, чай, шишка, щи, чашка, птичка, чайка, спичка), хорошо знакомых всем детям старше 3-х лет. Уже упоминалось, что из этих слов составлены два списка, в каждом - 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова: зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк; мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка. При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности. Обследование слуха говорящих дошкольников Ситуация А Для подготовки ребенка к обследованию используется вспомогательный список слов, состоящий из 10 хорошо знакомых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, кубики. Эти слова не должны входить в основной список слов. К словам основного и вспомогательного списков подбираются соответствующие картинки. Проверяющий старается расположить к себе ребенка, успокаивает его, если он волнуется. Обследование начинается только после того, как установлен контакт с ребенком. Взрослый отходит от него на 6 м и говорит: «Послушай, какие у меня (у куклы, у мишки) картинки. Я буду говорить тихо, шепотом, а ты повтори громко». Закрыв лицо листом писчей бумаги, он произносит шепотом одно из слов вспомогательного списка, например, «мяч» и просит ребенка, сидящего или стоящего к нему лицом, повторить слово. Если он справляется с заданием (т.е. повторяет названное слово громко или тихо), взрослый (или игрушка) показывает ему соответствующую картинку, подтверждая тем самым правильный ответ ребенка, хвалит его и предлагает послушать второе слово вспомогательного списка. Если ребенок повторяет и его, то это значит, что он понял задание и готов к обследованию.

Процедура обследования Ребенок стоит боком к воспитателю. В противоположное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слегка смочена каким-либо маслом, например, вазелиновым. Ребенку в случайной последовательности предъявляются слова одного из двух соответственных списков. Слова произносятся шепотом с расстояния 6 м . Если она не повторяет слово после двукратного предъявления, следует приблизиться к ней на 3 м и еще раз повторить слово шепотом. Если и в этом случае ребенок не услышал слово, оно произносится шепотом возле ребенка. Если и в этом случае слово не воспринято, то оно повторяется голосом разговорной громкости около нее, а затем шепотом с расстояния 6 м . Аналогично воспитатель предлагает ребенку последующие слова списка, которые произносит шепотом на расстоянии 6 м от ребенка. При необходимости (если слово не воспринято), воспитатель приближается к ребенку. В конце обследования вновь с расстояния 6 м повторяются шепотом названия картинок, в восприятии которых ребенок затруднялся. Каждый раз при правильном повторении контрольного слова воспитатель подтверждает ее ответ соответствующей картинкой. Ситуация Б Воспитатель предъявляет слово шепотом с 6 м . Если ребенок не дает правильного ответа, это же слово повторяется голосом разговорной громкости. При правильном ответе следующее слово вновь произносится шепотом. Слово, вызвавшее затруднение, предъявляется еще раз после прослушивания ребенком двух-трех следующих слов списка или в конце проверки. Этот вариант позволяет сократить время обследования. Затем ребенку предлагают встать другим боком к воспитателю, и аналогично обследуют второе ухо, используя второй список слов. Таким образом, совместно с воспитателем, было проведено обследование детей всей группы на работу слухового анализатора. Из 26 детей выявить отклонение от нормы удалось у одного ребенка. Остальные 25 детей выполнили все задания почти с первого раза хорошо( таблица №1 и 2, где числа - это количество попыток).

Перейти на страницу: 1 2 3 4