Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки)

Мышление как категория диалектики едино. В связи с этим определение "гигиеническое" дано в кавычках. Под гигиеническим мышлением условно понимается способность специалиста профилактической медицины видеть, устанавливать причинно-следственные связи в тех случаях, когда этого не могут сделать другие специалисты, в том числе и представители лечебной медицины. А между тем, глубокое проникновение в причинно-следственные связи при решении проблем профилактики является одним из обязательных условий эффективной деятельности специалиста. Так называемое гигиеническое мышление может быть приобретено только одним путем - как можно большим углублением в теоретические и практические аспекты профилактической медицины.

Следует отметить, что в некоторых случаях недостаточно развитое гигиеническое мышление приводит к нарушению основного деонтологического принципа "Не навреди", так как в этом случае могут остаться вне внимания специалиста причины распространения тех или иных заболеваний и как следствие - рост заболеваемости.

Высокая профессиональная эрудиция, умение и стремление получать и обновлять знания.

Соответствие данным качествам является надежным залогом отсутствия в деятельности специалиста профилактической медицины ошибок, последствия которых, как указывалось выше, могут быть весьма значительны и находятся в полном противоречии с деонтологическим принципом "Не навреди". Особенно в данном плане беспокоит тот факт, что многие специалисты не повышают постоянно свой профессиональный уровень, отстают от уровня развития гигиенической науки и практики. В этой связи следует указать, что основным видом повышения квалификации является постоянное самообразование, только закрепляемых на различных видах последипломной подготовки. В отдельных случаях специалисты практической службы в области профилактики проявляют даже незнание основных хрестоматийных материалов учебников. Так, например, выпускник нашего факультета, обратился на кафедру за консультацией по поводу методики изучения заболеваемости с временной трудоспособности. Пришлось представить ему практическое руководство, по которому он обучался в вузе, где интересующаяся методика представлена достаточно полно и не требовала дополнительных пояснений. Оказалось, что специалист не знаком и с монографией Догле, посвященной этой методике, хотя в гигиенической литературе методика получила имя указанного автора.

Несоответствие санитарных врачей требованиям данного деонтологическому принципу и на студенческой скамье, и в своей профессиональной деятельности является основой такого распространенного явления, обозначаемое понятием "фельдшеризм" (выполнение своих функциональных задач не на истинно врачебном уровне).

Особенно опасное явление - излишняя самоуверенность отдельных специалистов, не подкрепленное соответствующей теоретической и практической профессиональной подготовкой. Эти "воинствующие специалисты", решая с плеча сложные вопросы государственного санитарного надзора, как правило, совершают зачастую грубейшие ошибки, приводящие не только к нарушению здоровья людей, но и к трагическим последствиям.

В свою очередь, с высказанным выше нельзя смешивать решительность, принципиальность в отстаивании своих профессиональных позиций, интересов здоровья населения, если они подкреплены соответствующей профессиональной аргументацией.

Навыки научного поиска, анализа, обобщения материалов.

Целый ряд задач гигиенической практики требует для решения определенной подготовки в указанных аспектах деятельности. Научно-аналитического подхода требует обоснование важных направлений профилактики и невостребованность данных профессиональных качеств не позволяет в полной мере и эффективно влиять на общий уровень здоровья населения. В этой связи нельзя не назвать социально-гигиенический мониторинг, о котором речь пойдет на одной из последующих лекций, требующий проявления у специалистов обсуждаемых качеств, зависящих от уровня профессиональной подготовки. Вместе с тем, если мы говорим о необходимости работать врачебно, отходить от весьма опасного явления "фельдшеризма", то эти качества должны быть присущи специалисту профилактической медицины любого профиля.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7