Гигиена физического воспитания

организма к новым условиям жизнедеятельности обеспечивается не

отдельными органами, а скоординированными между собой

функциональными системами. Для адаптированной системы характерна

экономичность функционирования с целью максимальной экономии

расхода физиологических ресурсов организма. Постоянная изменчивость

среды обитания определяет динамичность, непрерывность,

многократность и пластичность адаптивных процессов. При

систематическом воздействии физических упражнений их влияние

постепенно ослабевает в связи с повышением устойчивости и

пластичности регуляторных механизмов, клеточных структур, изменений

физико-химических свойств клеток, расширения функционального резерва

и адаптационных возможностей организма. Это явление экономизации

включения физиологических систем в процессы биологической адаптации

позволяет сохранять постоянство внутренней среды организма (гомеостаз)

при действии все более выраженных раздражителей, отвечать на

раздражители без патологических реакций, постоянно расширяя

функциональные резервы организма.

Основные пути повышения общей неспецифической устойчивости

организма школьников, в том числе к воздействию неблагоприятных

метеорологических факторов:

• Повышение в процессе физического воспитания неспецифической

устойчивости организма к неблагоприятным факторам

окружающей среды;

• Коррекция процессов биологического роста и развития;

• Совершенствование механизмов терморегуляции и закаливания

организма.

Как известно, здоровье человека зависит от генетических факторов,

состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и

образа жизни.

Наибольшее значение для здоровья человека имеет образ жизни, а

основной элемент здорового образа жизни — высокая физическая культура.

Факторы, влияющие на здоровье человека (по Э.Н. Вайнеру)

Факторы Удельный вес, %

Генетические 15-20

Состояние окружающей 20-25

среды

Медицинское обеспечение 10-15

Условия и образ жизни 50-55

Здоровый образ жизни — это оптимальный двигательный режим;

закаливание; рациональное питание; рациональный режим жизни;

отсутствие вредных привычек.

Оздоровительная направленность физической культуры. Физическая

культура составляет важную часть общей культуры общества, всю

совокупность его достижений в создании и рациональном использовании

специальных средств, методов и условий направленного физического

совершенствования человека.

Принцип оздоровительной направленности. Для повышения

функционального уровня и коррекции функциональных отклонений

организма у детей и подростков в процессе физического воспитания

необходимы:

s рост неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным

факторам окружающей среды в процессе физического воспитания;

/ стимулирование процессов роста и гармоническое развитие;

•S совершенствование терморегуляции и закаливание организма.

Научно обоснованное и правильно организованное физическое

воспитание должно благотворно влиять на молодой организм:

способствовать гармоническому физическому и психическому

развитию;

расширять двигательные возможности;

повышать защитно-приспособительные реакции и усиливать

устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешних

факторов.

При этом обязательно достижение достаточного оздоровительного

эффекта. Благотворное влияние на здоровье — вовсе не автоматическое

следствие решения каждой из частных задач физического воспитания.

Более того, при повышенных физических нагрузках, что закономерно для

физического воспитания, часто весьма сложно определить грань,

отделяющую их позитивный и негативный эффекты. Принцип

оздоровительной направленности физического воспитания создает

единственно приемлемую исходную методологическую установку: не

только не вредить, но и (это, прежде всего) укреплять, улучшать,

совершенствовать здоровье.

Уровень физической подготовленности детей и подростков зависит от

объема их двигательной активности. Развитие основных физических

качеств у юных спортсменов на 15—20 % выше, чем у их сверстников, не

занимающихся спортом. При этом у девочек-спортсменок уровень

развития всех физических качеств с возрастом повышается. В отличие от

девочек, не занимающихся спортом, у них не снижаются темпы развития

физических качеств в 16—17 лет.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7