Влияние различных факторов на физическое состояние современных школьников

Современный школьник постоянно находится под воздействием целого спектра факторов окружающей среды - от экологических до социальных. Помимо индивидуальных биологических особенностей все эти факторы непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и, в конечном итоге, на продолжительность жизни.

Ориентировочный вклад различных факторов, влияющих на физическое состояние современного школьника, оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика, внешняя среда и здравоохранение.

К таким факторам относятся:

1. Индивидуальный потенциал здоровья школьника (иммунитет, статус питания, осознание своего «я», положительное отношение к здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите).

2. Поведение (работа и отдых, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие средства).

3. Социокультурные условия жизни (семья, среда досуга, средства массовой информации, служба здоровья).

4. Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование)

5. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, связь, транспорт и т.п.).

Известно, что основным видом деятельности школьника является учебная деятельность. Большая часть этой учебной деятельности осуществляется в стенах образовательного учреждения, в частности школы.

Сегодня в профессиональных кругах педагогов, социологов и медиков, а также в обществе в целом все шире разворачивается дискуссия о факторах, влияющих на физическое состояние школьников. Исследователи выделяют несколько групп факторов неблагоприятного воздействия образовательной среды на физическое состояние подрастающего поколения .

К первой группе таких факторов можно отнести особенности содержательного компонента современного школьного образования и его дидактические характеристики. Новые программы отличаются от типовых программ высокой интенсивностью учебного труда и, как следствие, требуют от учеников значительных психоэмоциональных затрат. Большие энерготраты влекут за собой и напряжение функциональных систем организма, что, в свою очередь, не может не отразиться на соматическом здоровье ребенка.

Второй большой группой факторов необходимо считать санитарно-гигиенические проблемы обучения в общеобразовательных учреждениях, школьная мебель, не соответствующая ростовым показателям учащихся, приводит к развитию нарушений осанки почти у каждого второго ребенка, питание на сегодняшний день является важным фактором, определяющим состояние здоровья, т.к. преобладание углеводно-жирового компонента приводит к недостаточному потреблению наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов.

Таким образом, среди факторов, формирующих высокий уровень физического состояния современных школьников, можно отметить, что доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%. Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в физическом развитии школьников.