Тифлис как центр Кавказа

Тифлис, бывшая столица грузинского царства, а к началу XX в. губернский город, являлся центром Кавказа во многих отношениях; он был самым населенным городом, и в нем были сосредоточены все высшие в крае учреждения, а также торговая деятельность края.

Преобладающую часть населения города в этническом отношении составляли русские – около 30%, за ними следовали армяне – 29%, грузины – 27%, татары – 4% и проч.

По своему внешнему виду Тифлис конца XIX – начала XX вв. представлял собой и европейский и азиатский город с узкими темными грязными переулочками и широкими проспектами, с маленькими неправильными площадками и центральными площадями, с плоскими крышами зданий с балкончиками.

Тифлис имел с Европейской Россией три сообщения: сухопутное по Военно-грузинской дороге через Владикавказ и два морских: через Батум по Черному морю и через Баку по каспийскому морю на Петровск и Астрахань. Последнее сообщение было возможно только летом.

Условия жизни в Тифлисе представлялись сносными, и дороговизны, по сравнению с другими пунктами края, не было. Напротив, как во всех центрах, в которых сосредотачивались промышленность, капиталы и существовала конкуренция, в городе жизнь считалась даже дешевле, чем в других местах.

Причины этих условий крылись в следующем: 1) Тифлис был соединен прямым рельсовым путем с Россией через Кавказские горы; 20 от города шли железные дороги в Баку, Джульфы и другие пункты; 3) Потийский порт соединял его самым удобным сообщением со всеми заграничными рынками; 4) во все окрестные пункты и города Тифлисской губернии были проведены прекрасные шоссе, облегчающие перевоз всевозможных продуктов; 5) топливо в Тифлисе было дешевым (преимущественно нефтяное из Баку или каменноугольное из Тлибульских копей); 6) ближайшие окрестности Тифлиса, орошенные каналами – из р. Куры по правую сторону города и из р. Арагвы по левую – были покрыты садами и огородами, конкурирующими друг с другом дешевыми фруктами и овощами; 7) то же орошение давало возможность развести в окрестностях Тифлиса рощи и парки на ближайших к нему горах и возвышенностях.

В деле же внутреннего благоустройства к концу XIX в., по мнению современников, городом была сделана лишь небольшая доля того, что было необходимо для большого европейского города. Мало дало ему его более чем 15-ти вековое существование.