Памятники древностей Тифлиса

Памятников глубокой старины в Тифлисе находилось не столь много, как это можно было бы ожидать по его 1500-летнему существованию. Причина этому лежала как в тех многочисленных разрушениях, которым он подвергался в течение своего существования, так и в том, что при этом все перенесенные Тифлисом нападения неприятелей носили характер фанатичной религиозной борьбы. Каждый из неприятелей старательно уничтожал все, что оставалось от предыдущих времен касательно политической и религиозной обособленности страны.

Достопримечательности Тифлиса сводились по преимуществу к соборам и церквям. Здесь будут указаны наиболее важные из них.

Из храмов прежде всего необходимо остановиться на Сионском соборе

, лежавшем в азиатской части города на улице с тем же названием. Этот собор ко времени своего основания относился ко времени основания самого Тифлиса. Собор был одной из важнейших святынь Грузии и, вместе с ним, кафедрой архиепископа-экзарха. Первое основание ему было положено в V веке Вахтангом I Гургасланом, который основали Тифлис; однако постройка была окончена лишь в VII веке на средства некоей вдовы. С тех пор храм много раз подвергался разорениям и разрушениям. Храмовая живопись XIX в. принадлежала кисти князя Г.Г. Гагарина (1850 г.), в 1884 она была реставрирована, и в храме был сделан пол из мраморных плит.

Своим внешним видом собор решительно не выделялся среди других построек азиатской части города. Восьмиугольная башня шатром, заостренная кверху, с высокими окнами. Внутри это был византийский собор с обычным сводом купола и широкими парусами пилястров, расписанный сплошной пестрой живописью. Но Византия тут уже заметно перемешалась с Персией, игравшей долгую и важную роль в жизни Тифлиса. Мавританские арабески, мавританские вырезы арок сообщили несколько восточный характер византийскому стилю собора; оригинальнее всего выглядели изящные арки иконостаса. Своды, арки, амбразуры окон, пилястры, – все горело золотом, ярко расписанным оригинальными разноцветными узорами. По поясу купола славянской вязью был написан текст из Евангелие.

Из числа редкостей Сионского собора особенного внимания посетителей заслуживал крест св. Нины (просветительницы Грузии) – крест из толстой виноградной лозы, перевязанной. По преданию, волосами св. Нины. Сначала крест находился в Мцхетском соборе, но в последствии, в силу исторических неурядиц, постоянно переходил из рук в руки. В города Армении и Грузии, пока не был завезен в Россию, откуда, при присоединении Грузии, рескриптом Александра I был передан на хранение Сионскому собору.

Помимо креста св. Нины в Сионском соборе хранились некоторые другие святыни и исторические редкости, например, икона Сионской богоматери в серебряно-вызолоченной раме, с короной, вся осыпанная драгоценными камнями. Она была пожертвована собору сыном царя Вахтанга VI в 1762 г. и заменяла собой древнюю храмовую икону, пропавшую в XVIII в. В соборе также хранилась весьма древняя ниноцминдская икона, несколько великолепных митр древних епископств и т. п. Кроме первых строителей храма в нем было похоронено много других лиц, в том числе князь Д.П. Цицианов – один из первых главнокомандующих Кавказа, генерал Лазарев и много других лиц из дома князей Орбелиани. В 1894 г. было высказано предложение очистить местность вокруг собора от бедных и жалких построек, стеснивших храм со всех сторон, от чего он, конечно, много выигрывал.

Другой уцелевший древний храм Тифлиса – Анчихатский

во имя рождества Пресвятой Богородицы на Анчисхатской улице в старой части города. Храм был основан в конце XVII в. католикосом Дементием (здесь жили католикосы, приезжавшие из Мцхета, и эта церковь служила им подворьем). Свое название Анчисхатская церковь получила от древнейшей иконы с изображением Христа, вывезенной из села Анчи. Царица Тамара украсила ее серебряной ризой и драгоценными камнями. Киот этой иконы был сплошь покрыт изображениями праздников, каждый праздник был окаймлен характерным орнаментом, от которого веяло глубокой грузинской стариной. Стиль архитектуры церкви был древнегрузинским.

Перейти на страницу: 1 2 3