Существующие проблемы и пути их решения в сфере гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга

Последние несколько лет ознаменовались появлением большого числа новых гостиниц, так называемых мини-отелей.

Отсутствует четкая законодательная основа, регулирующая деятельность в сфере малого гостиничного бизнеса. Первой и одной из самых важных задач по рынку мини-отелей Санкт-Петербурга является разработка единой информационной базы и информационного пакета в частности для каждого отдельного мини-отеля, систематизация данных по данному сегменту гостиничного рынка Санкт-Петербурга.

Существующая на данный момент времени "звездная" классификация гостиниц по уровню предоставляемых услуг в соответствии с ГОСТ Р 645-94 ориентирована, по сути, на крупные и средние гостиницы и не позволяет дать реальную оценку уровню услуг мини-отелей. Отсюда возникает проблема выработки оценочных критериев для мини-гостиниц, альтернативных ГОСТ Р 645-94, что позволит предупредить лобовое столкновение мини-отелей с крупными гостиничными комплексами Северной столицы.

Мини-отелям необходима помощь - облегчение юридических процедур, кредитование на выгодных условиях, возможность долгосрочной аренды, ведь 80% от стоимости проекта - это стоимость выкупленной недвижимости.

Отметим и основные "тормозящие" факторы, препятствующие развитию круизного туризма. В числе них - короткий сезон (с мая по октябрь), большое скопление льдов, желание потенциальных клиентов знакомиться с достопримечательностями не только Петербурга, Стокгольма и Копенгагена (три основных пункта балтийских круизов), а также низкая степень знаний о продукте вообще.

Вместе с тем, помимо вышеперечисленных факторов, сдерживают развитие круизного бизнеса и проблемы технического характера. Все большие пароходы вынуждены швартоваться в грузовом порту среди контейнеров и грузов, поскольку каналы для прохода судов к порту в Санкт-Петербурге узкие с односторонним движением, что в значительной мере ограничивает возможности порта по приему круизных судов. В связи с этим компания "Арктур Трэвел", уже 13 лет функционирующая в сфере туризма и под обслуживанием которой находится 70% круизных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, вышла с проектом строительства нового круизного порта на Васильевском острове около гостиницы "Прибалтийская". "Морской фасад" - так называется этот проект - оценивается в 220 млн. долларов, 90 млн. из которых правительство города должно вложить в строительство нового фарватера. [23,с.16].

С другой стороны, темпы развития судостроения намного опережают развитие портов. Причем это касается не только нашего города, но и Стокгольма и Копенгагена, в результате далеко не все порты способны принимать суда последнего поколения. Немаловажны и проблемы организационного характера: помимо лежащего на поверхности визового вопроса, существует и тонкий вопрос портовых сборов. С одной стороны, сборы должны покрывать затраты порта на обслуживание судов, с другой - высокие сборы могут "отпугнуть" потенциальных визитеров.

На сегодняшний день существует "Балтийский круизный проект", объединяющий 10 стран, 16 портовых городов, среди которых и Санкт-Петербург. В нем участвуют 28 партнеров. Основным партнером и координатором является датская компания Wonderful Copenhagen. Бюджет проекта -1,2 млн. евро, 50% из которых средства партнеров, 50% - Евросоюза. Главным достижением "Балтийского круизного проекта" на сегодняшний день является 20%-й рост количества пассажиров на балтийских круизах и 4%-й рост доли рынка.

Сегодня одна из главных задач "Балтийского круизного проекта" - сделать Санкт-Петербург активным партнером проекта. От города требуется, в частности, финансирование в общей сумме 60 тыс. евро. При этом надо не забывать о том, что целевой клиентской группой проекта являются американцы, следовательно, необходимы и значительные затраты на реконструкцию порта, создание на его территории соответствующей инфраструктуры (от туалетов до информационных туристских центров и сувенирных магазинов), а также тотальное изменение стандартов обслуживания.

Таким образом, подведя итоги, нами сделаны следующие выводы и предложения:

1. Туристский потенциал Санкт-Петербурга огромен, однако используется далеко не полностью. Объективно сейчас город готов принимать гораздо больше туристов, чем раньше, и обслуживать их на современном европейском уровне. Гостиничный рынок, о необходимости развития которого заговорили лишь недавно в связи с юбилеем, по-прежнему далек от насыщения, несмотря на многочисленные заявления и постановления городских властей.

2. Одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка туристских услуг нашего города, остается нехватка качественных гостиничных мест для размещения гостей города, особенно в период с мая по октябрь. Очень мало гостиниц среднего "туристского" класса - не выше 3-х звезд с качественным, но недорогим сервисом. Однако и те отели, которые позиционируются как 3*, реально не соответствуют этому уровню. Номерной фонд и вся инфраструктура этих предприятий устарела, и как бы они ни стремились оказывать услуги на современном уровне, они не могут конкурировать с вновь построенными отелями. Сервис и менеджмент не соответствует мировому уровню. И неудивительно, что во многих отелях уровня 4-5* команда ведущих менеджеров состоит по большей части из иностранцев, представляющих различных отельных операторов.

Перейти на страницу: 1 2 3