Развитие индивидуального туризма в России

Еще пару лет назад понятие “индивидуальный туризм” ассоциировалось с чрезмерно дорогими поездками и агентскими сверхприбылями. Кризис 1998 г. значительно обновил состав клиентуры фирм, специализирующихся на организации индивидуальных путешествий, повысил требования туристов к отдыху и наметил тенденцию к демократизации этого сектора туризма в России.

VIP или FIT

Еще в начале 90-х гг. в мировой туриндустрии наметилось сокращение сектора группового туризма. Уже с середины 90-х гг. число независимых путешественников (FIT - Full Independent Traveler) в Европе превысило объем групповых поездок. Отличительная особенность организации индивидуальных поездок - непредсказуемость выбора клиента и, как следствие, отсутствие у турфирмы возможности заранее подготовить отдельные элементы программы. Для каждого клиента программа разрабатывается на заказ, поэтому нередко индивидуальные путешествия называют tailormade.

Большинство российских туристических компаний, работающих в секторе индивидуальных путешествий, сегодня уже не ориентируются только на “дорогих” VIP-клиентов - в предлагаемом ими ассортименте услуг можно найти как двухзвездные отели, так и экономичный перелет (в том числе чартерными рейсами).

По оценке генерального директора компании UTS Алексея Крылова, подавляющая часть индивидуальных путешествий реализуются через московские турфирмы. Среди других регионов лидируют С.-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Иркутск, Самара, Казань.

Деловой туризм

На российском рынке делового туризма работает широкий круг отечественных компаний - как небольших турфирм, так и огромных корпораций (BTI, “Академсервис”, Business Travel Worldwide и др). Устойчивые позиции занимают в России представительства зарубежных операторов - Euro Lloyd, American Express, Rosenbluth.

Деловой туризм аккумулирует значительную часть индивидуальных путешествий. По оценке American Chamber of Commerce емкость корпоративного рынка в России в 1999 г. составила $300-350 млн. При этом лишь 10% деловых поездок - частные. В большинстве случаев компании, работающие в секторе бизнес-туризма, имеют дело с корпоративными клиентами - представительствами зарубежных компаний, банками, среднеми и крупными российскими производителями.

Корпоративное (или комплексное) обслуживание предприятий предполагает предоставление турфирмой заказчику полного спектра услуг, связанных с путешествиями. Стандартный набор включает в себя обеспечение переезда, бронирование гостиницы и визовую поддержку.

Все еще весомую конкуренцию турфирмам в секторе делового туризма составляют туристические отделы крупных организаций, предпочитающих придерживаться принципа натурального хозяйства. Как отмечает менеджер по продажам и маркетингу компании UCS Travel Светлана Куркович, иностранные фирмы все же предпочитают обращаться за профессиональной помощью в специализированные туристические агентства. В послекризисный период наблюдался также значительный приток в сектор цивилизованного делового туризма отечественных компаний. По словам Светланы Куркович, около 18% объема продаж UCS Travel сегодня аккумулируют российские фирмы.

Деловой туризм никогда не отличался тягой к излишней роскоши, резкое сокращение бюджетов большинства организаций после кризиса сделали его еще более экономичным. Если раньше при выборе той или иной услуги на первом месте стоял комфорт, то сегодня решающее значение приобрела цена. Более 80% деловых путешественников предпочитают перелет бизнес-классом, среди гостиниц также пользуются спросом хорошие, но не дорогие (категории 3 или 4 звезды).

Организацию деловых индивидуальных поездок отчасти упрощает наличие у клиентов типовых запросов и предсказуемых потребностей. Одним из главных факторов качественной организации бизнес-тура выступает критерий времени. Для повышения оперативности обработки заказов по линии делового туризма компания “Содис” реализовала возможность заказа и неответственного бронирования гостиницы и авиабилета по телефону с оговоренным крайним сроком оплаты тура. Представительства компании Rosenbluth работают в офисах крупных корпоративных клиентов.

В последние годы на зарубежном рынке в секторе делового туризма получил распространение новый принцип работы турфирмы с корпоративными клиентами - на консультационной основе. Покупателю предоставляются нетто-цены на перелет, размещение, трансфер и т.д. При этом туристической компании выплачивается вознаграждение, уже самим клиентом. В России такая форма работы до последнего времени не практиковалась. Компания UCS Travel планирует внедрить ее с этого года в работе с крупными клиентами.

Перейти на страницу: 1 2 3