Развитие индивидуального туризма в России

Отдых

По оценке большинства туроператоров, кризис 1998 г. не повлек за собой сокращение числа индивидуальных путешествий. Его главным следствием стало снижение стоимости поездок (за счет выбора более экономичных услуг) и их продолжительности (на 20-30%). Как отмечает исполнительный диретор компании “Содис” Виктор Кузерин, если до кризиса средняя стоимость поездки составляла $2,5-3 тыс., то сегодня $1,8-2,5.

Даже состоятельные клиенты склонны экономить на перелете и размещении (предпочитая эконом-класс на ближне- и среднемагистральных маршрутах и гостиницы категории 4 звезды), заказывая при этом обширную экскурсионную и развлекательную программу. При этом частота поездок осталась прежней (как правило, 2 раза в год).

Все операторы отмечали заметное обновление состава клиентуры после кризиса. Индивидуальный туризм постепенно отходит от обслуживания VIP-туристов, выделяя эксклюзивный отдых в самостоятельное направление. Сегодня на московском рынке работает не более десятка компаний, уверенно чувствующих себя в этом секторе. Узкий рынок эксклюзивного туризма определяет небольшие объемы продаж (для крупной компании - около 100 клиентов в месяц). Как отмечает генеральный директор компании “Люкс-Тур” Сергей Гладкий, работа на этом рынке сегодня не сулит высоких прибылей, т.к. при отсутствии значительного оборота и скидок (как правило, работа с партнерами строится напрямую), компания вынуждена нести огромные расходы на рекламу и формирование имиджа фирмы.

Работа с партнерами

Характерное для последнего времени общее снижение платежеспособности клиентов, вынуждает туристические компании при организации индивидуальных туров больше внимания уделять снижению стоимости программ. Прежде всего это достигается за счет получения выгодных тарифов на перелет и размещение. Круг авиакомпаний ограничен и являясь агентами крупнейших из них турфирма может получить доступ к корпоративным и специальным тарифам. В то же время разрозненность спроса клиентов на гостиничные услуги не позволяет туристической компании достичь значительного объема продаж по всем предлагаемым объектам. Поэтому при заключении прямого договора с отелем агентству приходится довольствоваться стандартной комиссией 8-10%.

Российские туристические компании, специализирующиеся на организации индивидуального отдыха, чаще предпочитают работать со средствами размещения через крупных национальных или международных операторов (TUI, Gulliver и др.). Как правило, такие компании предлагают хорошие тарифы, позволяющие не только выплатить комиссию агентствам, но и предложить конечному потребителю цены ниже rack-rates. Однако большинство крупных туристических операторов работают с агентствами на депозитной основе, извлекающей из оборота турфирмы значительные денежные ресурсы.

Контакты с небольшими местными турфирмами также могут быть полезны. Такие компании отличаются гибкостью и незаменимы при реализации нестандартных заказов. Как отмечает директор по маркетингу компании UTS Татьяна Русанова, при организации индивидуальных маршрутов турфирма нередко комбинирует отдельные услуги различных операторов.

Другая особенность организации индивидуальных туров - значительные временные и операционные затраты на обработку заказа одного клиента. В настоящее время в секторе индивидуального туризма, как и в отечественной туриндустрии в целом, становится актуальным деление туристических компаний на операторов и агентства. “В обязанности оператора может входить только производство готового продукта, - говорит Алексей Крылов. - В то время как составлять запрос, изучать пожелания заказчика, формировать базы предпочтений постоянных клиентов могут агентства”. Успешность такой схемы работы во многом зависит от профессионализма партнеров. В этой связи большинство туроператоров отмечают исключительно низкий уровень подготовки многих региональных турфирм. Для установления более тесных контактов с агентской сетью, насчитывающей сегодня более 500 компаний, фирма “Содис” в ближайшее время открывает специализированный офис для работы с агентствами.

Вопреки бытующему убеждению деятельность по организации индивидуальных туров не сулит сверхприбылей. Так, доходность в сфере делового туризма составляет в среднем 5-10%. Осведомленность клиента не дает турфирме возможности заложить свою прибыль в общую стоимость программы. Основным источником дохода для компаний служат комиссионные вознаграждения. Однако, учитывая среднюю стоимость туров (от $1,5 тыс.), даже стандартные 10% комиссии приносят ощутимую прибыль.

Заключение

Известно, что многие страны принимают туристов, но вряд ли, что все знают, что некоторые страны “живут” только за счет туристической сферы деятельности. Для них это является наиболее серьезным пополнением государственного бюджета.

Перейти на страницу: 1 2 3