Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края: тенденции и проблемы

Краснодарский край - субъект Российской Федерации. Территория составляет 76 тыс. квадратных километров с населением - почти 5 млн. человек. Уникально географическое положение края: два моря (Черное и Азовское), горы, равнины, леса.

Краснодарский край - развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты.

Азово-Черноморское побережье Краснодарского края представляет собой сложившийся курортно-рекреационный регион, являющийся юго-западной границей России. Береговая линия проходит по Черному и Азовскому морям на протяжении 1 160 км.

Восточный берег Азовского моря сложен озерно-аллювиальными отложениями, поэтому испытывает значительное опускание и наибольшую интенсивность размыва.

Черноморское побережье включает в себя Таманский полуостров и Кавказское побережье от Анапы до устья реки Псоу. Абразия берегов, сложенных коренными породами, и размыв пляжной полосы охватывают почти весь берег (до 85 %).На большей части побережья между Адлером и Туапсе естественные пляжи очень узкие или полностью отсутствуют. Таким образом, практически вся береговая линия Черноморского побережья требует искусственного образования пляжей.

Следует отметить, что ведомственный подход к использованию пляжей, нарушение требований природоохранного, водного и земельного законодательства при их эксплуатации, отсутствие мониторинга их состояния со стороны соответствующих государственных служб привели к возникновению ситуации, при которой на отдельных участках побережья Черного моря начали резко уменьшаться размеры пляжной полосы. В частности, такие случаи отмечены в городе-курорте Анапа и практически на протяжении всей береговой полосы от города Туапсе до города Сочи.

Так, на протяжении от Туапсе до Адлера пляжи, прилегающие к железной дороге в качестве гидротехнических сооружений (120 км особо охраняемых природных территорий), Северо-Кавказская железная дорога считает своей полосой отвода, что приводит к возникновению конфликтов между Министерством путей сообщения Российской Федерации, санаторно-курортными организациями и администрациями курортных территорий при использовании пляжей для целей рекреации.

Нерациональный подход к прогнозированию и использованию пляжных ресурсов привел к ощутимой нехватке общегородских (муниципальных) пляжей. Дефицит пляжей наблюдается на участках побережья в пределах Геленджикской группы курортов протяженностью 17,5 км и рекреационной площадью 10,7 га и на участках побережья в границах Большого Сочи протяженностью 8,8 км и рекреационной площадью 31 га [6].

Резервные площади рекреационных пляжей отмечаются лишь на сравнительно небольших участках побережья: на участке курорта «Головинка» (в пределах Сочи) и участках побережья поселка пансионата «Гизельдере» и села Шепси на территории Туапсинской группы курортов.

Названные факты являются достаточным условием для создания системы планомерного формирования курортных территорий, включая объекты инженерного обеспечения и защиты прибрежных территорий, объекты эксплуатации берегозащитных, противооползневых и других сооружений, а также пляжи, которые имеют многофункциональное назначение (лечебно-рекреационное, инженерное, берегозащитное, налоговое, имущественное и другое).

В настоящее время проведение берегозащитных и других работ по инженерной защите пляжей практически не ведется, многие существующие берегозащитные сооружения, в том числе и пляжи, требуют реконструкции или восстановления для выполнения своих непосредственных функций, как гидротехнических, так и рекреационных, так как без пляжей развитие курортов на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края практически невозможно.

Прекращение работ по созданию систем инженерной защиты территорий курортов ведет к потере устойчивости участков пляжей, активизации негативных процессов, разрушению жилых домов, промышленных объектов, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, угрозе безопасности населения, большому экономическому ущербу, возникновению чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Выходом из ситуации, когда ограниченность существующих пляжей сдерживает развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края, может быть сооружение пляжных комплексов на искусственной основе.

Отдельные участки от Анапы до Сочи селеопасны. К третьей категории селевой опасности относятся районы Новороссийска и Туапсе. Причиной селей являются гидрографические факторы и антропогенное воздействие (массовая вырубка лесов).

Селевые очаги имеются в верховьях таких крупных рек Черноморского побережья, как Шахе, Сочи, Мзымта, Псоу. В перечисленных реках нередко проходят сели, достигающие берега моря и наносящие большой ущерб курортной зоне. Широко известны значительные разрушения, которые получил Мацестинский курорт, попавший под грязекаменные потоки. На Азово-Черноморском побережье края также широко распространены оползневые явления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5