Российский опыт и перспективы создания гостиничных цепей

Начальный этап обнажил ряд препятствий, сдерживаюших интенсивное развитие этого направления:

Во-первых, стало очевидным, - для того чтобы создать гостиничную сеть, необходимо иметь объекты, готовые к эксплуатации.

Во-вторых, для того чтобы стать собственником цепочки из нескольких гостиниц, нужно иметь начальный капитал, объем которого исчисляется десятками миллионов долларов.

Поэтому вслед за первопроходцами в формирование сетей отправились структуры, обладавшие таким начальным потенциалом.

Так, на базе оперативного управления гостиничной собственностью был создан ФГУП ГК «Президент-отель» (ранее ГУП «Сеть «Президентотелей и здравниц Руси»). Традиционно это были солидные объекты, здесь имеются реальные рычаги влияния.

Вместе с тем, иных примеров объединения гостиничных объектов под единой управляющей компанией, находящихся в государственной, либо муниципальной собственности я привести не могу. Даже в случае реальности введения некоторых единых стандартов или требований к гостиничным государственным унитарным предприятиям, их объединения в цепочку не происходит.

Частная инициатива как альтернатива государственной машине проявляет большую настойчивость в освоении новых форм. Негосударственные структуры различного рода неоднократно предпринимали попытки создать гостиничную цепь или гостиничную управляющую компанию, предлагающую услуги внешнего руководства для предприятий этой сферы.

Сегодня уже имеются убедительные, хотя и не многочисленные, примеры когда управляющая компания, объединяющая объекты различных собственников, становится структурным ядром единой гостиничной цепи. Сеть отелей «Гелиопарк» начиналась с двух объектов в Подмосковье в собственности и одного объекта в Сочи. Начав с объектов в рекреационном сегменте, с 2005-2006 гг. компания перенесла опыт на управление городскими отелями. Сегодня в компании «Гелиопарк», в которую входит «Гелиопарк Отель Менеджмент», входят 10 гостиничных объектов. Здесь уже появляются серьезные признаки цепи - общее название, общность продукта, создается серьезный гостиничный бренд.

Компания «Амакс Гранд Хотелс» приобрела сегодня в собственность и управление 14 объектов различной вместимости и классности, объединенных под брендом AМAКS Grand-Hotel. Большинство из них - старые гостиницы советской постройки, позиционировавшиеся под марками «Турист», «Спутник» и «Интурист». Приобретая проблемные отели, «Амакс Гранд Хотелс» постепенно проводит в них поэтапную реконструкцию, в результате которой может быть достигнута определенная унификация общего продукта и производственных процедур. Несмотря на изначальную разницу в уровне комфорта, все эти гостиницы объединяются в цепь «Гранд-отелей», что предполагает определенную элитарность.

Компания «ЮМАКО», начав как компания, управляющая и владеющая гостиницей «Катерина» в Москве, сегодня имеет 5 отелей, включая «Катерина-Сити», «Катерина-Резиденс», «Катерина-Альпик» и 4 строящихся объекта.

2005-2006 годы ознаменовались новым положительным опытом, начали создаваться и формироваться новые российские гостиничные цепи, с объектами расположенными преимущественно в регионах на основании различных туристских объектов в районе курортных зон. Активно образуются цепи малых отелей в СанктПетербурге. Примерами активно развивающихся на данном этапе цепочек можно назвать «Оранж Ринг Хотел Менеджмент», «Гринэкспресс», «Гранд Байкал», «Прогресс», «Русские отели», «Евразия: отели и курорты» и другие.

Как можно заметить, во всех перечисленных случаях гостиничная цепь создавалась на базе объектов, имевших общего собственника, который или совмещал функции владения и управления, или приглашал внешнего управляющего.

Вместе с тем, большинство из названных управляющих компаний полноценной гостиничной цепью пока назвать нельзя.

Возьмем для примера даже обладающую весьма солидным потенциалом «Интурист Хотелс Групп», образованную для управления гостиничными объектами компанией «АФК «Система». У данной специализированной структуры имеются формальные признаки цепочки: есть отели, есть внешнее управление. Но у нее пока нет основного признака «бренда», что подразумевает гомогенность объединяемых объектов, наличие собственных производственных стандартов, соответствующего протокола работы и кадрового резерва, позволяющих тиражировать нужное качество на новых площадках.

Преодолеть эту болезнь роста предстоит очень многим, пожалуй, всем выходящим на отечественный рынок управляющим компаниям, сетевым операторам.

К их числу необходимо отнести группу «Бонита», владеющую, по ее информации, двумя гостиницами в Казахстане и продвигающуюся на московский рынок с проектом отеля «Шерризон» (совместно с ОАО «ГАО «Москва»).

Перейти на страницу: 1 2 3 4