Особенности познавательных процессов, влияющих на развитие осознанности выполнения движений

Непременным условием правильного выполнения упражнения в процессе его усвоения является осознанность, понимание выполняемых движений.

Под осознанностью движений

следует понимать дифференцированность ощущений, правильность восприятия, четкость представления, способность анализировать. В связи с этим необходимо учитывать следующие особенности познавательных процессов подростков.

При восприятии

предмета у подростка, как и у младших школьников, большую роль играет первое впечатление. Вместе с тем подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Восприятие его более содержательно, последовательно, планомерно, что дает возможность формировать наблюдениекак целенаправленное и организованное восприятие.

Для успешного овладения техникой движения большое значение имеет его представление

. Чёткое и правильное двигательное представление упражнения является критерием высокого спортивного мастерства. В работе с юными спортсменами важно выработать у них умение тренироваться при помощи представлений. Особенно большое значение такое умение имеет во время вынужденных перерывов в тренировках из-за болезни или травмы. Основное средство формирования чётких представлений у подростков – требования правильно словесно описать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальной системой является основой целенаправленного, осознанного выполнения действий.

Мышление

у подростка, как и у младшего школьника, в значительной мере носит конкретнообразный характер. При усвоении знаний подросток стремится опереться на наглядный материал. Поэтому огромное значение при анализе действий имеет применение четко нарисованных плакатов, кинограмм с важнейшими элементами упражнений.

В то же время мышление в подростковом возрасте становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным, развивается способность самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. В этом возрасте ярко проявляется желание проникнуть в сущность явления, понять его причину, установить связи между отдельными предметами и явлениями. Поэтому в работе по физическому воспитанию очень важно с самого начала формировать у подростков осознанное усвоение движений.

Важным психологическим условием правильного усвоения и выполнения упражнений является организация внимания.

Внимание подростка является произвольным. Занимаясь интересным и важным делом, подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять своё внимание. В то же время наблюдения показывают, что у подростков внимание значительно ухудшается по сравнению с младшими школьниками. Это объясняется многими причинами. Во-первых, изменяются условия жизни и обучения подростков. Мир впечатлений и переживаний у них значительно расширяется. Серьёзнее становятся предъявляемые к ним требования, многостороннее – обязанности. В результате подросток подчас не может справиться с обилием впечатлений и переживаний, сосредоточится на чем-нибудь одном. Во-вторых, нередко причиной плохого внимания становится неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, особенно при однообразной длительной работе, что связанно с процессом полового созревания. Наконец, невнимательность подростка может быть результатом плохого воспитания внимания в младшем возрасте. Поэтому решающее значение имеет правильная организация его работы: у ребёнка не должно быть ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться.