Психологическая характеристика выносливости

Выносливость –

это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.

Развитие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений, вызывающих утомление и усталость. Без утомления нет тренирующего эффекта, без преодоления усталости нельзя совершенствовать выносливость.

Чувство усталости – это субъективные переживания признаков утомления. Оно может наступать не только в результате утомления, но и вследствие монотонности работы. Для развития выносливости у спортсменов необходимо формировать положительное отношение к появлению этого чувства и обучать психологическим приемам его преодоления.

Специализированное восприятие выносливости проявляется в чувстве скоростной, силовой, скоростно-силовой, прыжковой и т.п. выносливости. Так, в специальное восприятие скоростно-силовой выносливости входит четкий образ заданной скорости движения, заданной величины развиваемых усилий и продолжительности выполняемой работы.

Формирование специализированного восприятия физических качеств требует широкого исполнения различных психологических упражнений с установкой на точность воспроизведения развиваемых пространственных, временных и силовых параметров движений. Весьма эффективно применение обучающей аппаратуры, тренажерных устройств и т.п., которые позволяют с предельной точностью не только воспринимать, но и воспроизводить величину заданных параметров физических качеств.

Воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков – две стороны единого процесса подготовки спортсменов. Физические качества сами по себе не существуют, они всегда конкретизируются определенным видом двигательной деятельности и проявляются через спортивную технику движений и действий. Двигательные навыки без соответствующего развития физических качеств не могут обеспечить высоких спортивных показателей, так как навыки представляют собой форму, посредством которой физические качества проявляются в спортивной деятельности.

При развитии выносливости большое значение имеет психологическая характеристика утомления.

Утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н.Д. Левитов (1964) выделяет в состоянии утомления следующие компоненты:

1. Чувство слабости: утомление субъективно переживается как ощущение снижения собственных сил и способностей, чувство тягостного напряжения и неуверенности в правильности действий, невозможности поддерживать работоспособность.

2. Расстройство внимания: происходит снижение объёма внимания, нарушаются процессы переключения и распределения, человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, легкоотвлекаемым, хаотичноактивным. Симптомы расстройства внимания свидетельствуют о нарушениях процессов сознательного контроля над выполняемой деятельностью.

3. Расстройство сенсорных процессов: выраженное снижение чувствительности различных анализаторных систем, что проявляется в увеличении абсолютных и разносторонних порогов чувствительности, снижение критической частоты слияния мельканий, возрастания яркости и длительности последовательных образов.

4. Нарушение последовательных функций: утомление обычно сопровождается замедлением как простых, так и сложных двигательных реакций выбора. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное на первый взгляд ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением точности движений и резким увеличением числа ошибок. В целом утомление приводит к разрушению сложных двигательных навыков, из них выпадают отдельные элементы движений, выполнение целостных двигательных актов замещается некоординированной реализацией отдельных моторных стереотипов.

5. Нарушение памяти: утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации из долговременной памяти, к ухудшению процессов воспроизведения. В кратковременной памяти ухудшаются как процессы запоминания, так и процессы удержания информации.

6. Нарушение мышления: существенно снижается эффективность процессов мышления в основном за счет стереотипности мышления, подмены поиска новых решений стандартными готовыми ответами. Иногда наблюдается другая форма расстройств мышления – потеря целенаправленности интеллектуальных актов, неупорядоченность, дезорганизация мышления.

Перейти на страницу: 1 2 3