Психологическая характеристика выносливости

7. Трансформация мотивов деятельности: по мере развития утомления происходит смена мотивов деятельности. Если в начале деятельности преобладает «деловая» мотивация, то в состоянии утомления преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от неё. Необходимость продолжать работу в состоянии утомления может привести к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

8. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность и самоконтроль, исчезает настойчивость.

9 Сонливость: при сильном утомлении возникает сонливость как результат развития охранительного торможения. Потребность во сне может быть настолько высока, что человек часто засыпает в любом положении, даже стоя или на ходу.

Таким образом, с психологической точки зрения утомление может быть охарактеризовано как личностно-когнитивное состояние. Не все перечисленные компоненты проявляются в нем одновременно.

В развитии утомления Н.Д. Левитов выделяет три стадии:

Первая стадия

характеризуется относительно слабым чувством усталости, вялости, сонливости и т.п. Человек еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности, деятельности за счёт волевых усилий или повышенного интереса к деятельности. Однако волевое длительное сопротивление утомлению может вызвать «взрыв переутомления», который обладает большой разрушительной силой для деятельности.

На второй стадии

снижение работоспособности проявляется в основном ухудшение правильности, а не скорости работы. Оно уже не может быть полностью компенсировано стимуляцией и волевым усилием.

Третья стадия

характеризуется острым переживанием утомления, которое легко может перейти в хроническое.

Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как естественную реакцию организма, имеющую защитный характер и выполняющую ряд полезных функций, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хронической форме) явление не желательное.

При чрезмерном утомлении работоспособность резко падает или принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить работоспособность на требуемом уровне. Продуктивность деятельности падает до такой степени, что человек чувствует себя неспособным выполнять работу и переживает упадок сил и чувство беспомощности.

Скорость развития утомления и степень его выраженности зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди субъективных причин Н.Д. Левитов считает наиболее важными возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивацию и интерес к деятельности, уровень развития волевых качеств.

Заключение

Возрастной период 12-13 лет характеризуется большими преобразованиями как в физиологической, так и в психической сфере. Функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка. Важным условием наиболее благоприятного прохождения этого периода является систематические и целенаправленные занятия физической культурой и спортом.

Учёт возрастных анатомо-физиологических особенностей подростков позволяет наиболее рационально планировать процесс тренировки. В организме ребёнка 12 – 13 лет наблюдаются существенные изменения. К этому возрасту усиливается регулирующая роль центральной нервной системы, в связи с чем происходит формирование двигательных стереотипов, хорошо осваивается координация движений. К 13 годам заканчивают своё развитие многие стороны двигательной деятельности подростка.

Большое значение в развитии организма имеет функциональное состояние аппарата кровообращения. Спортивная тренировка подростков способствует образованию устойчивых временных связей, регулирующих функцию сердечнососудистой системы.

В начальной фазе формирования двигательного навыка следует обращать внимание на правильное выполнение движений, на разностороннюю спортивную подготовку подростка. Непременным условием правильного выполнения упражнения является его осознанность. Понимание выполняемых действий связано с некоторыми особенностями познавательных процессов в подростковом возрасте. Таких, как восприятие, представление, мышление, внимание.

Перейти на страницу: 1 2 3