Инновационный подход в туристическом бизнесе

К инновационным проблемам туризма обычно примыкают инвестиционные. Не отвергая необходимость исследования инвестиций, большие резервы усиления инновационной направленности туризма видятся в организационных изменениях. Инновационный потенциал управления реализуется в деятельности, в поведении и его мотивации, в методологии менеджмента и в стиле управления. На сегодняшний день наиболее разработанными оказались вопросы информационных систем в туризме, отдельные вопросы активизации человеческого ресурса. Отчасти освещены проблемы инновационной стратегии. Отсутствует понимание инновационной стратегии в качестве технологии инновационных преобразований. Каждое пятнадцатое рабочее место в мире создается туристической деятельностью.

Выделяется восемь факторов, влияющих на развитие туризма. Это, прежде всего, такие факторы, как природная среда, экономика, научно-технический прогресс, демография, урбанизация, информация, общество и культура. Предполагается, что они ведут к возрастанию спроса и предложения на туристическом рынке, усиливают прогрессивные тенденции. В туристическом бизнесе абсолютно необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности с ее разнообразными запросами, а не обезличенно-стандартизированной потребности нивелированного индивида.

По определению Всемирной торговой организации (ВТО), туризм признан мировой индустрией номер один. В ней занято более 200 млн. человек. Полмиллиарда туристов тратят в поездках более одной трети триллиона долларов, что составляет примерно 5-10% годовых потребительских расходов. Нововведение, в том числе и в международном туризме, представляется комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.

Инновационные теории возникают с начала XX в. Формируется самостоятельная область знаний - инноватика. В теоретическом плане следует полагать инновационную концепцию формой описания системы "туризм". В свою очередь, в результате осмысления новых знаний, нового видения системы "туризм" возможна активизация механизма познания системы. Главным фактором экономического роста становятся инновации, а не инвестиции.

Необходимо выделить пять групп факторов невосприимчивости туристических организаций к нововведениям:

1. Излишняя централизация управления может порождать иждивенческие настроения в экономике, подавлять интерес к нововведениям.

2. Неразвитая конкуренция способствует тиражированию традиционного объема и качества услуг.

3. Однотипное организационное "лицо" туристической отрасли с преобладанием крупных организаций обострит проблему внедрения новшеств.

4. Недостатки в организационной культуре фирмы (отсутствие или неразвитость ценностей, связанных с инноватикой) влияют не только на степень развития инновационной деятельности, но и на ее качество.

5. Отсутствие разнообразия в формах и методах управления породит единообразные и неразрешимые инновационные проблемы. Высокой инновационной активностью отличаются небольшие фирмы. Важно подчеркнуть, что восприимчивость к инновациям - одна из функций совершенствования хозяйственного механизма страны. Инновационные процессы необходимы туризму как вследствие тенденций глобализации туристического рынка и использования информационных технологий, так и необходимости становления новой философии бизнеса - управления развитием.

Основные характеристики целей инновационной деятельности в туризме можно свести к следующим положениям. Деятельность туристической организации достаточно разнообразна, поэтому необходимо выделение ключевых пространств, внутри которых устанавливаются, по мере необходимости, цели инноваций. Такие пространства дают значительные ориентиры действий. Фундаментом для формирования портфеля инноваций является аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития туристического рынка в целом и активности его участников в частности.

Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристических организаций являются: предоставление налоговых льгот инновационно активным организациям; осуществление научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик; создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристическую отрасль; совершенствование амортизационной политики; установление приоритетных направлений развития науки.

Конечной целью инновационной политики является активация инновационной деятельности в российском туризме. Человеческий ресурс является основой нововведений, гарантом реализуемой в туризме инновационной политики. Инновационная активность туристической организации зависит от развития инновационного предпринимательства, преодоления сопротивления нововведениям. Рынок конкретного нововведения обычно относительно немногочисленный, на нем отсутствуют прямые конкуренты, он малоэластичен. Функции и цели инновационного управления в туризме - это планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование и координация.

Перейти на страницу: 1 2