Воронцовский дворец - уникальный памятник архитектуры

Воронцовский дворец, построенный в эпоху романтизма, поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений − всё это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного. Сотни крепостных и вольнонаёмных рабочих − каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров − вложили сюда свой талант и труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что кажется, дворец вырастает из окружающей природы.

Дворец строился с 1830 по 1848гг. как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семеновича Воронцова.

Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). Существовал и другой архитектурный замысел, автором которого был одесский архитектор Франческо Боффо, строивший для Воронцова дворец в Одессе, и английский архитектор Томас Харрисон. Согласно ему в январе 1829г. уже начались подготовительные работы, но в июне 1831г. от Воронцова, находившегося тогда в Англии, было получено распоряжение о временном прекращении строительства.

В декабре 1832г. началось возведение корпусов по новому проекту под наблюдением присланного из Англии архитектора Вильяма Гунта. Архитектор принял во внимание то, что уже были готовы фундаменты, и что существовала первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. То и другое вошло в новый проект. Однако в целом он принципиально отличался от первоначального.

Основной строительный материал − камень диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски, под стать цвету гор и вечнозеленой растительности − брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль − центрального, столового, гостевого, библиотечного, хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название

Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.

Самый большой объем земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848г. с помощью солдат саперного батальона и вольнорабочих. Строительные материалы и архитектурные детали, и инструменты, необходимые для строительных работ доставлялись в Алупку из мест, довольно отдаленных. Даже в недостроенном виде дворец поражал своим величием.

Дворец был построен в стиле Тюдор, названному так по имени королевской династии, правившей в Англии. Стиль этот был переходным от готики к позднему английскому Возрождению.

В отделке внутренних помещений перестали применяться высокие своды, характерные для готического стиля; их сменили балочные перекрытия. Нервюры − деревянные или каменные каркасы готических сводов − превратились в декоративные узоры на плоских потолках. Вместо стрельчатых, узких оконных проемов появились широкие окна эркеры − огромные застекленные выступы, иногда превращающие одну из стен здания в сплошное окно, как бы соединяющее интерьер с окружающим ландшафтом. Вместо рвов стали создаваться водоемы, вокруг усадеб разбивались парки и цветники. Но внешне тюдоровский дом сохранял еще от прежнего феодального замка толстые стены с зубчатыми завершениями, башни по углам здания, контрфорсы, высокие каминные трубы; они лишь носили теперь декоративный характер.

Совмещение в одном здании различных архитектурных стилей отнюдь не приводит впечатления эклектической вычурности − дворец выглядит как неповторимый, целостный художественный ансамбль. Он на редкость органично вписался в живописную панораму Алупки. [4, с.8]