Развитие международного туризма в Турецкой Республике

В связи с ростом спроса на туристические услуги в мире министерство туризма Турции приступило к реализации проектов по развитию курортов. Например, одним из них был проект развития Южной Антальи, который поддержан Международным Банком Реконструкции и Развития. Однако все равно развитие туристического сектора шло медленными темпами. Не последнюю роль в этом играло малое финансирование.

Новый этап в развитии туризма в Турции наметился с середины 80-х годов. Именно тогда тезис о приоритетности индустрии туризма, выраженный в программах развития, начал получать реальное воплощение. Во-первых, в 1982 году был принят Закон о поощрении туризма № 2634, заменивший закон № 6086, действовавший с начала 1960-х годов. В этом законе содержалось больше стимулов для развития отрасли, больше полномочий получало министерство туризма. Среди стимулов можно выделить льготные тарифы на электричество, воду и газ в приоритетных районах, освобождение от некоторых налогов и пошлин, льготное кредитование для тех, кто действовал в этой отрасли. Министерство туризма получало большую свободу выбора в определении районов для развития туризма и планирования.

Во-вторых, в 1983 году к власти пришло правительство Т. Озала. Оно взяло курс на приватизацию, отказ от регулирования цен, либерализацию импорта, развитие частного сектора и другие меры для перехода к свободной рыночной экономике. Это дало свои положительные результаты. Особенно активизировался частный сектор. В рамках проводимой политики в Турции началось создание свободных экономических зон, которые сыграли колоссальную роль в развитии сферы туризма.

Свободные зоны создавались в соответствии с Законом о свободных зонах № 3218 от июня 1985 г. Целями их создания были интенсификация капиталовложений, увеличение производства в экспортных отраслях, активизация поступления в страну новых технологий. В пределах зон свободной торговли не действуют положения законодательства, касающиеся налогов и других видов обязательных сборов, в том числе комиссионных, при продаже и покупке валют. Доходы от деятельности в свободной зоне физических и юридических лиц, проживающих в Турции, освобождаются от подоходного и корпоративного налога. При въезде в зону и выезде из нее действует таможенное законодательство, но на товары, ввозимые в зону или экспортируемые из нее в другие страны, не начисляются таможенные пошлины и другие сборы. Существуют лишь отчисления в Фонд учреждения и развития зоны, составляющие 0,5% от стоимости ввозимых и вывозимых товаров. Однако и эти отчисления не производятся с инвестиционных и других товаров, импортируемых в зону на стадии создания или ремонта промышленного предприятия.

Ориентация на внешние связи в период реформ, создание конкурентной обстановки во всей экономике и в сфере услуг, в частности, обеспечение в целом социально-экономической стабильности в стране активизировали развитие туризма. За короткий промежуток времени в Турции, не без использования иностранных инвестиций, в первую очередь немецких, была создана разветвленная сеть отелей, кемпингов, построены отличные дороги, началась подготовка собственных высококвалифицированных гидов со знанием основных европейских языков. Большое внимание стало уделяться реконструкции старых достопримечательностей. Например, Анталья (одна из первых свободных зон), которая раньше была труднодоступной из-за отсутствия даже железной дороги, обладавшая маленьким портом, совершенно преобразилась. Здесь был построен аэропорт международного класса, морской порт модернизировали. Появилась сеть пятизвездочных отелей. Сегодня Анталья – наиболее посещаемый летний курорт страны.

Сфера туризма играет важную роль в экономике современной Турции. Для того чтобы проиллюстрировать это, можно подсчитать, что доходы от туризма в 2001 г. составили 5,5% ВВП. В 1988 году эта доля равнялась всего 2,1%.

Растет доля доходов от туризма в общей структуре экспорта товаров и услуг.

Таким образом, доля доходов от туризма в общем экспорте товаров и услуг выросла с 11,8% в 1999 году до 16,6% в 2001 году, а в коммерческом экспорте – с 19,5% до 26% за тот же период.

В отчете за 2001 год Центральный банк Турции приводит следующие данные, касающиеся основных показателей индустрии туризма.

Анализируя итоги туризма в 2000 и 2001 гг., можно отметить, что оба года были достаточно успешными. Доходы, которые принес туризм, в 2000 г. выросли на 46,8%, а количество туристов, посетивших Турцию, увеличилось на 39,3%. Такой рост объясняется и тем, что сезон 1999 г. был испорчен последствиями землетрясения. Доходы от туризма в 2001 г. по сравнению с 2000 годом выросли на 5,9%, а количество туристов – на 11,4%. Падение курса турецкой лиры после кризиса в феврале 2001 г. сделало туризм в Турции более привлекательным для иностранцев. Только за период с января по август 2001 г. по сравнению с этим же периодом 2000 г. доходы от туризма выросли на 14,5%, число иностранных туристов – на 18,7%. Однако атаки террористов на США в сентябре 2001 г. и их последствия отрицательно сказались на положении туристического сектора. Конечно же, в первую очередь это отразилось на числе туристов из США. Если в первые восемь месяцев 2001 г. количество прибывших из США увеличилось на 3,6% по сравнению с предыдущим годом, то после сентября наблюдалось серьезное падение этого показателя. Количество туристов из Европы начало медленно снижаться с октября.

Перейти на страницу: 1 2 3 4