Знаменитые писатели в роли «человека путешествующего» и познающего наш мир

В эпоху Просвещения и Нового времени в Европе благодаря развитию системы гостеприимства, совершенствованию транспорта все больше людей образованных, писателей отправляются в дальние путешествия с целью познакомиться с народами я их культурами. Путешествия писателей постепенно превращаются в традицию, благодаря которой мы имеем замечательное собрание путевых заметок, дневников, беллетризованных путеводителей и, конечно, увлекательных романов, написанных под впечатлением посещения дальних стран. XVIII столетие стало эпохой, в которой широкое признание читающей публики получили романы в письмах. Это такие романы, как «Юлия, или Новая Элои-за» Ж.-Ж. Руссо, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, «Страдания молодого Вертера» И. Гете и, конечно, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина.

Позднее, в начале ХIХ в. эта литературная традиция будет продолжена, и в свет выйдут замечательные произведения, появившиеся в результате увлекательных дальних поездок самих писателей: «Путешествие из Парижа в Иерусалим» Ф. Р. Шатобриана, «Рим, Неаполь и Флоренция» и «Прогулки по Риму», принадлежащие перу Стендаля, «Путешествие на Восток» А. де Ламартина, «Путешествие в Египет» А. Дюма и А. Доза, «Путешествие в Россию» Т. Готье, «Книге путешествий» Г. Флобера и др. Не отставали от них и отечественные писатели Большой вклад в сокровищницу литературы о путешествиях внесли «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и др.

Интересны география путешествий и цели путешествий известных писателей, в которых находили отражение традиции путешествий того времени, а также их личные интересы и творческая индивидуальность. Для большинства писателей традиционными маршрутами были Италия, Греция и Египет, а также далекий и по-прежнему таинственный Восток. Достаточно притягательными для путешественников будут просторы России, от посещения которых известный французский писатель А. Дюма оставит многотомные «Путевые впечатления в России».

Произведения Жан-Жака Руссо, основное повествование книг которой разворачивается на фоне пейзажей Швейцарии, во многом предопределили интерес путешественников к этой стране. Швейцария не имела столь древних памятнике истории и культуры, как Италия и Греция, но описанные с любовью картины горной Швейцарии, окрестности Лозанны способны были волновать и привлекать читающую публику из разных европейских стран. Определенную роль в изменении мотивации путешествий сыграла книга Лоренца Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».

Книги о путешествиях вдохновляли своих читателей посмотреть своими глазами на описываемые страны, их удивительную природу и города. Путевые заметки и дневники во многом предопределяли географию путешествий. Читатели, впрочем, начинали путешествовать задолго до того, как садились в дорожные кареты. Они сопереживали героям книг, попадали вместе с ними в различные приключения, восторгались древними памятниками, размышляли о судьбах народов и культур.

Русских путешественников издавна привлекал ближний Восток. Паломники, купцы, военные и дипломаты оставили немало очерков и описаний этих земель. Поклонение гробу Господню, Вифлеемским яслям, гробнице Богоматери, омовения в Иордане - все это было целью верующих путешественников. Привезенная пальмовая ветвь (а именно отсюда пошло само слово «паломники») символизировала духовное преображение и очищение. Для писателя религиозное чувство сопровождается живым интересом к светской жизни в стране, к обычаям и культурам живущих там народов.

Интерес к Ближнему Востоку не угасает среди русских путешественников. Позднее география путешествий русских писателей заметно расширится, и немаловажную роль в этом сыграют путевые записки Карамзина.

Николай Карамзинзнаменит своими работами двойной силой, т.к. ему суждено было дважды сыграть роль в истории туризма. В начале XIX в., когда он в библиотеке Троице-Сергиева монастыря нашел список «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, сделав тем самым путешествие русского купца известным современникам, поскольку честь открытия пути в Индии принадлежит русскому купцу. Во второй раз благодаря путешествию самого Карамзина, описанное им в «Письмах» способствовало культурному обмену между Россией и Западом, привело к усилению потоков путешествующих в описанные им страны. И это неудивительно, поскольку двадцатитрехлетнего Карамзина посетить уголки Швейцарии вдохновили романы Руссо. «В пять часов по утру вышел я из Лозанны, с весельем в сердце - и с Руссовою Элоизою в руках. Вы, конечно, угадаете цель сего путешествия. Так, друзья мои! я хотел видеть собственными глазами те прекрасные места, в которых бессмертный Руссо поселил своих романтических любовников. Дорога от Лозанны идет между виноградных садов, обведенных высокою каменною стеною, которая на обеих сторонах была границею моего зрения. Но где только стена перерывается, там видны, с левой стороны разнообразные уступы и возвышения горы, Юры, на которых представляются глазам или прекраснейшие виноградные сады, или маленькие домики, или башни с развалинами древних замков; а на правой — зеленые луга, обсаженные плодовыми деревьями, и гладкое Женевское озеро, с грозными скалами Савойского берега. — В девять часов был я уже в Веве (до которого от Лозанны четыре франц. мили), и, остановясь под тению каштановых дерев гульбища, смотрел на каменные утесы Мельери, с которых отчаянный Сен-Прё хотел низвергнуться в озеро, и откуда писал он к Юлии .».8

Перейти на страницу: 1 2 3 4