Каирский музей

Египетский музей (нередко называемый попросту Каирским музеем) - главное мировое хранилище египетских древностей. Это, вероятно, единственное в мире художественно-историческое собрание, где даже самые «молодые» экспонаты насчитывают около двух тысяч лет. Полностью посвященный Древнему Египту, начиная 3000 годами до н.э. и кончая римской колонизацией, он гипнотизирует зрителя прежде всего временным масштабом своей экспозиции. Перед посетителем вживую предстает трехтысячелетняя история одной из древнейших цивилизаций. Мысль, что прекраснейшие произведения искусства, лежащие перед ним, созданы, когда не родился на свет не только Гомер, но даже герои Троянской войны (согласно периодизации египетской истории, эпоха даже «Нового царства» начинается в XVI в. до н.э.), заставляет туриста воистину утратить ощущение времени. Встречающие же его на первом этаже величественные статуи фараонов от Хеопса и Микерина (начало XXVI в. до н.э.) до Птолемеев (IV в. до н.э.), столь разнообразные и одновременно в чем-то схожие между собой, лишь укрепляют его в смутном сознании, что история человечества не так уж длинна. Нынешнее здание музея, построенное в 1900 г., вмещает свыше 120 000 экспонатов. Среди них множество царских мумий, найденных при раскопках в Долине Царей, сокровища гробниц фараонов, в том числе - захоронение молодого фараона Тутанхамона (XIV в. до н.э.), открытое в 1922 г. английским ученым Говардом Картером. Оно стало едва ли не самым сенсационным археологическим открытием XX в., так как могила фараона оказалась единственной среди своих соседок почти нетронутой древними грабителями. Количество найденных в гробнице предметов искусства превышало три с половиной тысячи; большая часть их находится ныне в Каирском музее. Среди них - драгоценности, украшения, домашняя утварь, саркофаги (мумия фараона была упрятана в несколько драгоценных саркофагов). Но самый захватывающий и самый прославленный экспонат этого отдела - так называемая «Золотая маска» Тутанхамона. Это изображение молодого фараона, лежавшее на лице мумии, изображает правителя с такой живостью, что у зрителя не исчезает ощущение, будто он смотрит в лицо фараону. Драгоценнейший раздел Каирского музея - произведения искусства так называемого Амарнского периода (также XIV в. до н.э.). Название происходит от деревни Тель-эль-Амарна, где было найдено большинство этих шедевров. Все они связаны с именем «фараона-еретика» Аменхотепа IV (отца Тутанхамона). Он отрекся от многобожия предков и законодательно ввел в стране единый культ Солнца-Атона, в честь которого взял себе новое имя - Эхнатон. Стремясь полностью обновить и духовную, и официальную жизнь Египта, он покинул Фивы - древнюю египетскую столицу и основал новую, названную им Ахетатон, на том месте, где позже и возникла Тель-эль-Амарна. Религиозная реформа Эхнатона повлекла за собой и другие. Его эстетические требования послужили причиной возникновения нового, ранее небывалого художественного стиля, который сейчас именуют «амарнским». По сравнению с каноническим сдержанным древнеегипетским искусством, амарнский стиль производит впечатление своеобразного экспрессионизма. Тела схвачены художником или скульптором в момент движения, физические недостатки самого фараона - слабые руки, удлиненная голова - не скрываются, а, напротив, подчеркиваются до неестественности. Зато и ощущение красоты амарнских художников свежо и обострено более, чем когда-либо. Именно в Тель-эль-Амарне был найден прекрасный скульптурный портрет жены Эхнатона - Нефертити (хранится в берлинском Египетском музее), ставший своего рода символом искусства Древнего Египта.

Перейти на страницу: 1 2