Физическое воспитание в профессиональной подготовке спасателей

Актуальность.

Современное развитие гражданского общества, внедрение автоматизированных систем, увеличение числа усовершенствованных механизмов и машин и другие факторы приводят не только к улучшению условий труда спасателей, но и делают этот труд более интеллектуальным.

В то же время ни какая совершенная техника во многих аварийных ситуациях не может заменить человека, что предъявляет повышенные требования, как к специальным знаниям, так и к физической и психофизиологической подготовке личного состава спасательных отрядов Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России. Эти требования обусловливаются также и целым рядом неблагоприятных факторов, действующих на организм спасателя во время аварийно-спасательных работ (АСР), большим потоком информации, которая поступает в чрезвычайных ситуациях, острым дефицитом времени для принятия решения, повышенным нервно-психическим напряжением, связанным с ответственностью за принятие решения. Все это настоятельно требует улучшения качества подготовки спасателя, повышения физических и психофизиологических возможностей специалистов служб спасения. Немалая роль в решении этой проблемы отводится физическому воспитанию.

Высокий уровень функционирования всех систем организма является важной базой для формирования специальных адаптационных механизмов, обеспечивающих устойчивость организма к неблагоприятным факторам во время спасательных операций, что в значительной степени определяет эффективность спасательной деятельности. На занятиях по физической подготовке формируются и совершенствуются многие физические и психофизиологические качества.

В настоящее время теория и методика спортивной тренировки и её важнейший раздел – физическая подготовка находятся на этапе дальнейшей разработки и расширения научных представлений, применительно к разным видам спортивной и прикладной профессиональной деятельности [29, 30]. В практическом аспекте это означает, что необходима такая физическая подготовка спасателей, которая бы надёжно и максимально способствовала воспитанию физических качеств для обеспечения высокой работоспособности в условиях лимита времени, как это диктуют возникшие чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и пожары [8,31].

Объект исследования

– процесс физического воспитания курсантов- спасателей Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА).

Предмет исследования

– педагогические условия реализации методики воспитания физических качеств у курсантов-спасателей.

Цель исследования -

экспериментально обосновать эффективность учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.

Задачи исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:

1. Изучить особенности процесса физического воспитания у курсантов-спасателей в УВАУ ГА.

2. Экспериментально доказать эффективность или неэффективность комплекса средств физической культуры, включенного в физическую подготовку курсантов-спасателей.

3. Определить значимость физической подготовки в успешном освоении учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (ПАСОП).

Методы исследования

: анализ и обобщение данных специальной литературы;

изучение документов; педагогическое наблюдение;

антропометрические исследования; физиометрические исследования; контрольные испытания;

педагогический эксперимент;

методы математической статистики.