Гигиена как наука

Учебная цель

Освоение обучаемым контингентом сущности гигиенической науки и практики, ее особенностей, цели и основных задач.

Продолж

ительность лекции

- 6 учебных часов (270 минут, включая время для решения организационных вопросов - 20 минут).

retro bowl

Контингенты обучаемых

· Студенты лечебного, педиатрического медико-профилактического, стоматологического, фармацевтического факультетов, факультета высшего сестринского образования.

· Клинические интерны по специальности "Гигиена".

· Клинические ординаторы по специальности "Общая гигиена".

· Слушатели сертификационных циклов по специальности "Общая гигиена".

· Слушатели циклов тематического усовершенствования по различным разделам общей гигиены.

Профилизация лекционного материала

Профилизация лекционного материала (кроме медико-профилактического факультета), главным образом, осуществляется в рамках второго вопроса, где дифференцированно освещаются основные аспекты значения гигиенических знаний для врача - лечебника, педиатра, стоматолога, провизора, медсестры с высшим образованием. Кроме того, при освещении других вопросов подчеркивается роль указанных специалистов в развитии профилактического направления медицины.

На медико-профилактическом факультета профилизация осуществляется, главным образом, в рамках 9-го вопроса, который не освещается на других факультетах.

На циклах последипломной подготовки необходимость в профилизации лекционного материала отсутствует.

Техническое обеспечение лекции

Оверхед. Экран.

Таблица 1

Демонстрационные (наглядные) материалы

(коды и наименования слайдов по каталогу слайдов кафедры)

Код слайда

Наименование слайда

Общие вопросы гигиены и государственного санитарно-эпидемиологического надзора

1.1

Законы (постулаты) гигиены.

1.2

Дифференциация гигиены.

1.3

Связь гигиены с другими науками.

1.4

Методы исследований, применяемые в гигиене для оценки состояния среды обитания и здоровья населения.

1.5

Основные факторы формирования уровня здоровья населения.

1.6

Ранжирование факторов риска нарушения общественного здоровья (данные ВОЗ).

1.7

Степень подвижности и смертность (на 10000 населения).

1.8

Зависимость между степенью избытка массы тела с приростом общей смертности.

1.9

Классификация биоритмов.

1.10

Схема динамики переходных состояний организма.

1.11

Основные задачи гигиены.

1.12

Основные задачи гигиенической практики.

1.13

Деонтологические принципы в деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы.

1.14

Методология гигиены. Методы гигиены.

1.15

Определения понятия здоровья.

1.16

Определение понятия "население".

1.17

Критерии социального благополучия отдельных стран (ВОЗ).

1.18

Виды профилактики и их цели.

1.19

Первый закон гигиены

1.20

Второй закон гигиены

1.21

Третий закон гигиены

1.22

Четвертый закон гигиены

1.23

Пятый закон гигиены

1.24

Шестой закон гигиены

1.25

Гигиена (определение).

1.26

Санитария (определение).

1.27

Валеология, санология, медицинская экология (определение понятий).

1.28

Методология гигиены.

1.29

Методы гигиены.

1.30

Методики гигиены.

1.31

Цель гигиены

1.32

Петтенкофер (цитата).

1.33

Эрисман (цитата).

1.34

Давыдовский (цитата 1).

1.35

Давыдовский (цитата 2).

1.36

Захарьин (цитата 1).

1.37

Захарьин (цитата 1).

1.38

Пирогов (цитата).

1.39

Гален (цитата).

1.40

Сеченов (цитата).

1.41

Фромм (цитата).

1.42

Назаретян (цитата).

1.43

Методология (определение).

1.44

Метод (определение).

1.45

Методика (определение)

1.46

Основные аспекты значения гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля.