Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены

Термин (понятие) "гигиена" происходит от греческого hygieinos - "приносящий здоровье". Есть и другая версия происхождения данного термина, связанная с древнегреческой легендой о боге врачевания Асклепии (Эскулапе) - сыне бога Солнца Аполлона. В деле врачевания ему помогали две дочери: Гигиея и Панакея (Панацея). Вследствие того, что Гигиея, будучи по преданиям богиней здоровья, стремилась прежде всего предупреждать возникновение заболеваний, профилактическое направление в медицине стало ассоциироваться с наукой, названной гигиеной. По-видимому, если принять данную легенду, в честь Панакеи (Панацеи) следовало бы соответствующим образом наименовать лечебную медицину.

Определение гигиены как науки представлено в многочисленных учебно-методических материалах и, казалось бы, в рамках лекционного курса, который не должен дублировать эти материалы, необходимость в определении гигиены отсутствует. Однако следует указать, что знакомство с учебниками, энциклопедическими источниками свидетельствует, что невозможно найти в них даже двух одинаковых определений гигиены. Каждый автор трактует гигиену исходя из своих представлений. Ниже дается наиболее простое, но при этом отражающее сущность понятия определение гигиены.

Гигиена

- наука, изучающая влияние факторов среды обитания и условий жизнедеятельности на здоровье людей, и разрабатывающая на этой основе соответствующие профилактические мероприятия.

К данному определению гигиены необходимо дать ряд пояснений.

1) Гигиена - это именно наука, а не область практической деятельности, о наименовании которой речь пойдет ниже.

2) Распространена ошибка, когда определяя гигиену как науку, представляют лишь первую часть, забывая при этом, что без второй части гигиена является бесплодной. Это обусловлено тем, что гигиена - наука прикладная, должна на основе научных доказательств разрабатывать соответствующие профилактические мероприятия.

3) Ни в какой другой науке так органично не отражается один из основополагающих принципов существования биологического мира - единства организма и окружающей среды. Замечательный физиолог Иван Михайлович Сеченов писал: "Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее - среда или самое тело - не имеет ни малейшего смысла".

4) Необходимо помнить также, что Homo sapiens существо сколько биологическое, настолько и социальное, а социальные, социально-экономические условия в значительной степени, зачастую в большей мере чем природные, определяют его здоровье, а значит и демографические показатели - продолжительность жизни, смертность и т.д.

Относительно времени формирования гигиены как одной из важнейших медицинских научных дисциплин традиционно допускается ошибка. Нередко можно слышать: "Гигиена как наука возникла и сформировалась в глубокой древности. Еще Гиппократ в своих трудах указывал…" и т. д. и т. п. Однако любая наука только тогда становится именно наукой, когда она имеет возможность объективных (экспериментальных) доказательств своих каких-либо положений. С учетом приведенного возникает вопрос: "Была ли у древних возможность объективного, экспериментального обоснования положений гигиены ?". Ответ вполне определенный - "нет". Вместе с тем, понятие "гигиена", действительно, было в употреблении еще в глубокой древности, но в это понятие входили какие-либо рекомендации, правила, положения по профилактике заболеваний, основанием которых служило не научное доказательство, а опыт, так называемые эмпирические наблюдения. То есть, речь в данном случае идет никак не о науке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5