Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их развития

Как указывалось выше, гигиена как наука возникла примерно в середине XIX и характеризовалась бурным развитием. Уже к концу этого века было накоплено столько объективных, основанных на принципах доказательной медицины знаний, что к этому времени гигиена как единая профилактическая наука не могла больше вмещать накопленный базис знаний. В связи с указанным, в конце XIX - начале ХХ веков начался неизбежный процесс дифференциации гигиенической науки и практики, который продолжается и в настоящее время.

Коммунальная гигиена (гигиена населенных мест):

· научное обоснование гигиенических требований к планировке и застройке населенных мест;

· научное обоснование мероприятий по санитарной охране воздушной среды;

· научное обоснование мероприятий по санитарной охране водоемов;

· научное обоснование мероприятий по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой (гигиена водоснабжения);

· научное обоснование мероприятий по санитарной охране почвы и очистке населенных мест;

· научное обоснование мероприятий по обеспечению оптимальных гигиенических условий в жилых и общественных зданиях (гигиена жилых и общественных зданий):

· изучение связи состояния здоровья населения с факторами и условиями, характеризующими гигиеническими характеристиками населенных мест.

Гигиена труда:

· научное обоснование оптимальных для здоровья работающих режимов труда и отдыха (физиология труда);

· научное обоснование гигиенических регламентов организации рабочих мест в системах "человек - машина" (эргономика);

· научное обоснование мероприятий по снижению воздействия на здоровья работающих химических факторов производственной среды (промышленная токсикология);

· научное обоснование мероприятий по обеспечению оптимальных гигиенических условий трудовой деятельности (микроклимат, шум, освещение, организация вентиляции, обращение с отходами и т. д. (промышленная санитария);

· изучение связи состояния здоровья работающих с условиями труда и факторами трудового процесса.

Гигиена питания:

· разработка научных основ рационального, здорового, лечебного, функционального, профилактического, оптимального питания;

· обеспечение безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья;

· профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с алиментарным фактором;

· разработка вопросов санитарного благоустройства пищевых предприятий;

· изучение связи состояния здоровья населения с алиментарным фактором.

Гигиена детей и подростков:

· научное обоснование и реализация гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

· научное обоснование гигиенических требований к санитарно-эпидемиологичес-кому режиму детских учреждений;

· разработка гигиенических требований к мебели, оборудованию, устройствам, учебной литературе, предназначенным для использования в детских учреждениях;

· научное обоснование гигиенических требований к планировке и размещению детских учреждений;

· изучение состояния здоровья, физического развития детей и подростков;

· изучение связи состояния здоровья детей и подростков с условиями и факторами их среды обитания.

Радиационная гигиена:

· научное обоснование мероприятий по обеспечению безопасности радиационного фактора при его использовании в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в медицине и т. д.;

· гигиеническое обоснование мероприятий по обеспечению безопасности радиационных отходов;

· научное обоснование гигиенических мероприятий при возникновении радиационных аварий;

· обеспечение безопасности радиационного фактора в населенных местах, жилых и общественных зданиях (мониторинг радиационной обстановки);

· изучение состояния здоровья населения в связи с радиационным фактором.

Военная (военно-морская) гигиена:

· научное обоснование гигиенических мероприятий личного состава воинских контингентов с учетом специфики воинского труда.

Гигиена транспорта:

· научное обоснование гигиенических мероприятий личного состава воинских контингентов с учетом специфики воинского труда.

Личная гигиена (валеология) и гигиена спорта (в первом вопросе).

Гигиена окружающей среды (медицинская экология) (в первом вопросе).

Общая гигиена:

· учебная дисциплина (пропедевтика гигиены);

· наименование специальности санитарных врачей (санитарный врач по общей гигиене.