Общая методология и методы гигиены

Как и во всех науках, так и в гигиене залог успешного развития, достижения своей цели и решения задач - использования адекватной методологии. Достаточно отметить упомянутый выше факт, что гигиена именно как наука начала свое развитие только тогда, когда решение ее задач, получение научно обоснованных объективных данных было обеспечено методически. Сегодня выбор адекватных методологии, методов методик исследований является одним из основных условий получения достоверных научных результатов, одним из критериев оценки научных исследований. К сожалению, многолетняя деятельность автора по организации и осуществлению гигиенических исследований, в том числе и осуществляемых в комплексе с другими организациями, свидетельствует об отсутствии четкого понимания многими специалистами сущности понятий, приведенных выше, корнем которых является "метод". Приводим классические определения понятий в области методологии.

Методология

- учение о структуре, логической организации, методах и принципах построения, формах и способах научного познания.

Метод

- (от греческого mйthodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методика

- способ измерения, определения, оценки какого-либо конкретного фактора, явления, условия.

Методология гигиены включает в себя:

1) специфические законы и категории диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, философские категории "здоровье" и "болезнь", "причина" и "следствие" и т. д.);

2) специфические законы, закономерности, постулаты гигиены (рассмотрены выше);

3) методы и методики гигиенических исследований (представлены ниже);

4) методы и методики других наук (представлены ниже).

Методы гигиены:

1) эпидемиологический метод - изучение закономерностей распространения заболеваний и нарушений в связи с гигиеническими факторами и условиями среды обитания, широко используется, в частности, в целях ранжирования факторов риска в нарушении общественного здоровья, обоснования приоритетных профилактических мероприятий;

2) метод санитарного описания (санитарно-описательный метод) - используется как в гигиенических исследованиях, так и при решении практических задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; заключается в том, что специалист, работая на каком-либо объекте, проводит оценку соответствия его санитарного состояния гигиеническим требованиям, а результаты описываются и анализируются с обязательными ссылками на регламенты нормативно-правовых документов в акте;

3) метод гигиенического эксперимента (лабораторного и натурного) - это методическая основа гигиенической науки; можно с уверенностью утверждать что гигиена - наука экспериментальная; исходя из определения гигиены как науки и ее основных задач вполне очевидно, что научного обоснования профилактических мероприятий необходимы доказательные (объективные) данные, характеризующие влияние каких-либо факторов и условий среды обитания на организм человека; если эти факторы и условия моделируются в лабораторных условиях, а объектами их воздействия являются биологические модели (различные виды животных), то в этом случае речь идет о лабораторном эксперименте; если объектом наблюдений являются какие-либо группы населения (добровольцы, волонтеры), подвергающиеся специально или в естественных условиях обитания воздействию каких-то факторов, то это натурный эксперимент;

Перейти на страницу: 1 2 3 4