Организация и особенности методики занятий с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом при развитии и коррекции силы мышц

(Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991)

- Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

Положение «сидя». Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой - активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

Положение «сидя». Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений ребёнка намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону.

Комплекс физических упражнений, направленный на развитие общей моторики:

броски мяча в стену с расстояния 1 м

прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам;

попадание в цель (круг на стене) мячом.

выполнение упражнений с обручем (обруч вверх, вперед, обруч вправо, влево) с различными сочетаниями.

А так же упражнения для развития силы мышц рук:

вращение кистей с гантелями.

сгибание разгибание кистей со штангой и гантелями

вис на перекладине.

упражнения с кистевыми эспандерами.

сгибание рук в запястьях, держа штангу за спиной.

сжимание пальцами теннисного мяча.

сидя на скамье, опираясь внутренней (или наружной) поверхностью предплечий о бедра или подставку: отведение-приведение кистей рук с гантелями, держа их горизонтально хватом сверху или снизу.

сидя, руки согнуты в локтевых суставах, хват сверху: сгибание-разгибание кистей на блочном тренажере.

Необходимо использовать упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, туловища: (Шапкова Л.В., 2003).

Движения головой: наклоны, повороты, кружения в исходных положениях, стоя руки на поясе, за спину, за голову. И.п. - сидя, наклоны головы вперед - назад с отягощением в виде подвешенного на специальной петле груза. Темп выполнения упражнения - медленный. Сгибание и разгибание рук из положения руки вперед, в стороны, вверх (голова прямо). Наклоны, повороты туловища в сочетании с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз.

Упражнения для формирования своды стоп, их опороспособности:

Движения пальцами ноги и стопой с помощью, свободно, с преодолением сопротивления в исходном положении сидя на гимнастической скамейке, положив одну ногу на колено другой. Движения прямой ногой вперед, назад, в сторону, стоя у опоры, сидя, лежа. Полуприседы с различными положениями рук. Переход в стойку на коленях из приседания. Перекат назад. Перекат в сторону (Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991).

Захватывание стопами мяча, булавы, мешочков с песком. Сидя на гимнастической скамейке, отталкивание мяча друг другу наружными краями стоп. Приседания из и.п. стоя у опоры на носках, на пятках.

Больные с ДЦП для развития мышечной силы должны выполнять упражнения с увеличивающейся интенсивностью. Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности.

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы. Важно знать педагогику, чтобы принимать воспитательные меры в отношении больных детей.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей.

Оптимальное количество детей в группе - не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг - друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем направлениям.

Перейти на страницу: 1 2