Физическая культура как социальное явление

Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление. Хотя её зарождение и развитие связано с удовлетворением естественных, т.е. природных потребностей человека, это не дает оснований ни для сведения физической культуры к биологическим началам, ни для признания её независимости от основных условий жизни общества. Как и культура общества в целом, физическая культура – продукт социального развития. Состояние и характер использования её определяются, в конечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером коренных социальных отношений.

По данным научной истории общества, формирование физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью. Первоначальные формы труда требовали от человека развитых физических способностей, и сами способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. Причем первые формы трудовых действий явились как бы прообразом ряда элементов физической культуры (физические упражнения типа бега, прыжков, метания и др.), которые составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений к труду. С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладной физической культуры начало оказывать военные дела.

Скудные средства существования и ограниченность духовной жизни первобытного общества суживали возможности развития физической культуры, но в практическом отношении она прогрессировала, по-видимому, значительными темпами и была доступна в равной мере всем членам общества. Расслоение общества на классы ликвидировало равные для каждого возможности приобщения к культуре.

Античная физическая культура в некоторых своих проявлениях достигла довольно высокой степени развития (о чем свидетельством, например, детально разработанная и четко организованная система военно-физической подготовки в Спарте, Афинах, факт возникновения и большой популярности олимпийских, пифийских, немейских игр и других крупных спортивных событий античного мира, которые оказывали влияние даже на межгосударственные отношения, античные идеалы гармонического, физического развития, воплощенные в до сих пор впечатляющих произведениях искусства и др.) Однако, её ценности оказались в распоряжении меньшинства. Идеологические основы и практика организации физической культуры господствующими классами приобрели по отношению к большей части общества антигуманные черты. Такое отношение, хотя и в изменившихся исторических формах, стало по сути, типичным и для последующих общественно-экономических формаций, основанных на эксплуатации человека человеком.

Классовая ограниченность функционирования и развития физической культуры в любом эксплуататорском обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но в конечном счете объективными экономическими отношениями, в сохранении которых они кровно заинтересованы.

Досоциалистический период развития физической культуры и культуры в целом не сводится лишь к истории отношения к ней эксплуататорских классов. Культура в целом была и есть результат совокупного творчества народных масс. В недрах антагонистических общественных формаций создавались элементы общечеловеческой культуры, они использовались народом на самодеятельных началах, передавались и умножались от поколения к поколению Культура общества, свободного от классового антагонизма, закономерно преемствует все лучшее, что создано человечеством за тысячелетие своего культурного развития.

При исходном определении понятия физической культуры отмечалось, что она составляет неотъемлемую сторону как материальной, так и духовной культуры общества.

Как многогранное общественное явление, она связана со многими другими сторонами, социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.

Перейти на страницу: 1 2