История градостроительства Мадрида

Определением новых городских границ власти пытались поставить под контроль качество застроек внутри города и одновременно помешать возведению каких-либо сооружений за его чертой. Однако им не удалось достичь ни того, ни другого. К 1590 году Мадрид разросся устрашающим образом и приблизился к тем размерам, которые он достигнет во времена Филиппа IV1.

В начале правления Филиппа II в столице насчитывалось около 20 000 жителей, а ко дню смерти монарха население уже составляло 60 000 человек. Количество зданий в городе увеличилось с трех тысяч почти до девяти. Ради качественных изменений была сделана попытка упорядочить урбанистические дела путем создания подобия городского совета, известного под названием «Хунты убранства и общественного благоустройства». Ее задача состояла в содействии тому, чтобы город Мадрид «был чистым, опрятным и нарядным, как ему подобает». Совету пришлось следить и за городской архитектурой. В связи с этим он обнародовал «Указ об убранстве» (1591), которым, в частности, запрещались постройки за дозволенными границами, а также вменялось в обязанность представление чертежей намеченных к строительству домов для получения соответствующего разрешения.

Назначение Франсиско де Мора «Старшим распорядителем работ, производимых в городе по поручению Хунты» (1592) словно предсказывало появление в будущем должности главного архитектора, отвечающего за архитектурное и урбанистическое будущее города. За всей этой активностью следует видеть самого Филиппа II и королевского архитектора Хуана де Эрреру, по чьей инициативе был создан план внутригородских реформ. Среди предпринятых работ можно отметить выпрямление улиц Аточа, Сеговия и Майор. Улица Сеговия станет со временем главным въездом в столицу и пройдет по одной оси с внушительным Сеговийским мостом над рекой Мансанарес. Перепланировка Калье Майор повлекла за собой перестройку площади Аррабал или Майор (1581), что явилось первым шагом к полному упорядочению столь жизненноважного для мадридской торговли городского участка.

После переезда королевского двора в Вальядолид, строительство новых зданий в Мадриде было приостановлено. Однако после возвращения двора в Мадрид она возобновила свою деятельность. Филипп III особое внимание уделял Калье Майор и прилегающим к ней улицам, где было немало пустырей, годных к застройке. Архитектор Франсиско де Мора писал в 1610 году: «В столице много строят, и каждый делает это, как ему вздумается; поэтому одни дома получаются низкими, другие - высокими, одни из них заходят за установленную черту, другие не достигают ее, и все это приводит к великому разнобою»1. Таково свидетельство бессилия архитектурного контроля в городе, насчитывавшем к концу правления Филиппа III около 9500 построек.

Важнейшие в архитектурном и урбанистическом отношении стройки того периода связаны с окончательным формированием центральной площади, Пласа Майор, и приведением в порядок прилегающих к ней улиц. Дома на них, согласно проекту Хуана Гомеса де Моры (1617), получили типологическое единообразие в решении фасадов с порталами и балконами. Пласа Майор стала самым важным в Мадриде общественным центром благодаря своим многочисленным функциям и торговле, которая велась на ней.

Градостроительная деятельность королей, унаследовавших трон Австрийского дома (Филипп V, Фердинанд VI, и особенно Карл III), была весьма примечательной. Представление о ней дает серия планов Мадрида, первые из которых были составлены Томасом Лопесом и Чалмандриером (1761), Эспиносой де лос Монтерос (1769), а в 1785 году вновь географом Томасом Лопесом. Урбанистическое строительство и модификации велись столь стремительно, что каждый новый план, в известном смысле, делал ненужным предыдущий, так как в нем учитывались все новшества и он полнее отражал подлинный облик города. Наиболее значительные изменения внешнего вида Мадрида начинаются в 1715-1729 годы, когда Коррехидором Мадрида был дон Франсиско Антонио Сальседо и Агирре, маркиз дель Вадильо, который умело использовал блестящий талант великого испанского архитектора Педро де Рибера. В эти годы в южной части города на реке Мансанарес был возведен Толедский мост, ставший одним из самых достопримечательных въездов в Мадрид. По проекту того же Риберы закончилась прокладка бульвара «Ла Флорида», более известного под названием Вирхен дель Пуэрто. Он соединил Сеговийский мост с дорогой на Эль Пардо и с воротами Сан Висенте, одним из въездов в Мадрид. В черте города появились новые монументальные фонтаны такие, как фонтан Славы; крупные сооружения, как, например, казармы Конде Дуке или здание Богадельни. Это был один из самых счастливых и созидательных периодов городской истории. К сожалению, следы сделанного в ту пору почти исчезли, остались лишь архитектурные крохи в виде «памятников старины».

Перейти на страницу: 1 2 3