Экскурсионно–финансовый план

Составной частью хозяйственно – финансового плана является экскурсионно – финансовый план. За единицу измерения объема обслуживания местного населения и туристов в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям принят участник экскурсии. Не следует путать участника экскурсии с экскурсантом. Экскурсант независимо от того является ли он жителем данного города или приехал в качестве туриста может в течении одного дня принять участие в двух или более экскурсиях. Поэтому такая единица измерения как участник экскурсии обеспечивает более четкий учет работы каждого конкретного бюро, совета по туризму и экскурсиям и системы в целом.

Для определения предполагаемых темпов роста экскурсионного обслуживания населения делается анализ по каждому из видов экскурсий (городские, загородные, производственные, музейные) за год, предшествующий планируемому. Затем необходимо дать точную оценку ожидаемому выполнению плана по участникам экскурсии в текущем году. Обычно такая оценка дается по итогам выполнения плана за первое полугодие. К постоянному росту объемов в каждом бюро побуждает ряд причин, прежде всего постоянно растущие потребности населения в туристско – экскурсионных услугах, а также рост производительности труда работников, крепнущие связи с другими экскурсионными учреждениями, растущая клиентура.

Работники, которым поручено составление экскурсионно – финансового плана, изучают показатели выполнения плана по ассортименту (тематика экскурсий, география путешествий), выясняют, какие экскурсионные темы пользуются наибольшим спросом у населения и приезжающих в город туристов, подсчитывают фактическую стоимость обслуживания одного участника экскурсии, сравнивают с ее плановой стоимостью. В случае невыполнения этого показателя выясняют причины, которые вызвали это.

При планировании услуг на предстоящий год необходимо учитывать складывающееся в данном бюро соотношение между спросом населения и предложением того или иного вида экскурсионной продукции со стороны бюро. Существуют три варианта такого соотношения: спрос меньше предложения, спрос равен предложению, спрос больше предложения. Многое в формировании спроса населения зависит от того, насколько высокую оценку получает оказываемая услуга, например, городская экскурсия у самого потребителя, т. е. Каково качество экскурсионного обслуживания. Это наиболее действенная реклама, которая, неоднократно повторяясь, прежде всего в отзывах участников экскурсий, вызывает растущий спрос на данный вид услуг.

Подготавливая проект экскурсионно – финансового плана, работники бюро должны изучить состав экскурсантов по категориям, выделив прежде всего две основных: местное население и туристы. Необходимо изучить содержание ранее составленных договоров на экскурсионное обслуживание с туристскими базами, гостиницами, с предприятиями, учреждениями, организациями, предоставляющими туристам и экскурсантам такие услуги, как проживание, питание, культурное обслуживание.

Следует на основе анализа данных о фактическом обслуживании групп экскурсантов за прошедший период определить показатели экскурсионно – финансового плана на следующий год, имея в виду, что он должен предусматривать дальнейшее увеличение объема предоставляемых услуг, повышение качества обслуживания туристов и экскурсантов, наиболее эффективное использование автомобильного и других видов транспорта, используемого для проведения экскурсий, пропускной способности музеев, выставок, экскурсионных объектов истории и культуры.

При составлении экскурсионно – финансового плана следует иметь в виду, что он должен состоять из двух разделов:

· обслуживание экскурсиями туристов по путевкам местных маршрутов, а также при приеме туристов по договорам, т. е. плановый контингент экскурсантов;

· обслуживание другого контингента экскурсантов: местное население – городское и сельское.

Следует иметь в виду, что себестоимость обслуживания экскурсантов и заполняемость автобуса взаимосвязанные показатели. Чем ниже коэффициент заполняемости автобуса, тем выше себестоимость обслуживания экскурсанта, она растет за счет стоимости транспорта и заработной платы экскурсовода и организатора экскурсий (при реализации групповой путевки) в расчете на одного экскурсанта.

При определении рентабельности по каждому виду экскурсии необходимо исходить из того, что рентабельность представляет собой отношение прибыли к полной себестоимости экскурсии.

Перейти на страницу: 1 2