Регулирование нестандартных ситуаций и конфликтов на предприятии

Много сложностей в судебной практике по искам туристов связано с толкованием договора, поскольку зачастую стороны при возникновении спора по-разному подходят к его содержанию. Этому способствует приобщение к материалам дела рекламных проспектов, которые суды склонны принимать во внимание при определении условий договора. Между тем, как известно, рекламные проспекты изобилуют такими качественными характеристиками места отдыха как "тихое место", "отель расположен непосредственно вблизи моря", "пляж хорошо оборудован лежаками" и т.п. Эти характеристики допускают неоднозначную интерпретацию.

Согласно ст. 432 ГК, заключить договор означает достичь соглашения по всем его существенным условиям. К числу существенных относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК).

В подавляющем большинстве случаев такое соглашение облекается в словесную форму, устную или письменную. Чрезвычайно важно, чтобы использованные в договоре слова и выражения ясно и недвусмысленно выражали волю его сторон. Во многих случаях оказывается, что стороны по-разному понимали смысл отдельных положений заключаемого ими договора.

Если стороны оказываются не в состоянии по взаимному соглашению урегулировать возникшие разногласия и прийти к единому толкованию договора, спор передается на рассмотрение суда. В Гражданском кодексе РФ существует специальная норма - ст. 431, устанавливающая правила толкования договора судом.

Договор заключается в письменной форме, как правило, путем подписания сторонами единого документа. В ст. 10 Закона определены существенные условия договора о реализации туристского продукта. Некоторые из них трудно в действительности счесть существенными – например, информацию о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты, которые представляют собой, по существу, сведения об одной из сторон договора, что не является предметом соглашения между сторонами. То же относится и к сведениям о туристе.

Информация о потребительских свойствах туристского продукта имеет существенное значение. Эта информация весьма обильна и включает в себя программу пребывания и маршрут путешествия, дату и время начала и окончания путешествия, его продолжительность, порядок встречи, проводов и сопровождения туристов и т.д.

От ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, турфирма освобождается, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства. Неотъемлемой частью договора является туристская путевка, в которой указываются условия путешествия, розничная цена туристского продукта и другие сведения, предусмотренные Законом. Одновременно туристская путевка подтверждает факт передачи туристского продукта. Образец туристской путевки утвержден письмом Минфина РФ от 10.04.96 N 16-00-30-19. Поскольку путевка определена в ст. 10 Закона как неотъемлемая часть договора, в тексте самого договора нет необходимости дублировать все те сведения, которые указываются в путевке. Эти сведения автоматически становятся указанными и в договоре. К заполнению путевки следует относиться особенно внимательно. Общий принцип заполнения любых бланков, который часто нарушается на практике, заключается в следующем: ни в путевке, ни в отрывном талоне к ней не должно оставаться пробелов. Если какое-либо поле не заполняется словами, в нем должен ставиться прочерк. Именно в путевке содержатся конкретные условия договора.

Перейти на страницу: 1 2 3