Объективные предпосылки совершенствования, системы скоростно-силовой подготовки юных футболистов

Процесс совершенствования двигательных навыков юных футболистов предполагает подробную детализацию представления о скоростно-силовой подготовке. Это неизбежно влечет за собой необходимость её оценки. В футболе рекомендуется ограниченный круг наиболее эффективных средств специальной скоростно-силовой подготовки. Значимость рационального соотношения упражнений с мячом и без него в структуре специальной скоростно-силовой подготовки постоянно увеличивается с ростом спортивной квалификации футболистов, а на этапе спортивного совершенствования во взрослых командах их выполнение является важнейшим тренировочным средством (В.И. Винокуров, 1985). Это обусловлено необходимостью формирования тонких мышечных ощущений, лежащих в основе эффективного владения техникой обращения с мячом (М.Х. Боташева, 2007). Вместе с тем, увеличение объёма выполнения упражнений скоростно-силового характера и без мяча не может быть бесконечным. В связи с этим, необходимо вести поиск наиболее эффективных способов скоростно-силовой подготовки юных футболистов, учитывая основную особенность тренировки - лимит времени на выполнение технических приёмов с мячом. Сокращение времени выполнения технических приёмов в игре возможно посредством одновременного решения задач физической и технической подготовки (В.М Биткин, 1999). Для определения возможных путей сочетания этих видов подготовки целесообразно рассмотреть особенности управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов.

Непременным условием становления спортивного мастерства является морфофункциональная специализация организма игрока, являющаяся результатом длительного специфического воздействия на него. Ю.В. Верхошанский (1985) выделяет две формы функциональной специализации — «по органу» и «по двигательным способностям». В первом случае специализируется двигательный аппарат, во втором — организм в целом. При этом динамика приспособительных перестроек различных функций и способностей неодинакова по скорости и направленности изменения (рис. 1).

Функциональные сдвиги

Спортивное мастерство

Рис. 1. Динамика приспособительных перестроек организма при повышении спортивного мастерства юных футболистов (по Ю.В. Верхошанскому, 1985)

Условные обозначения:

1 - вариант, который характеризует ведущие двигательные способности, по преимуществу определяющие успех в спортивно-игровой деятельности;

2 - для несущественных двигательных способностей, относимых в спортивной практике к общим;

3 - для специфических функциональных перестроек, преимущественно определяющих уровень развития ведущей двигательной способности;

4 и 5 — разновидности динамики развития соответственно несущественных и существенных двигательных способностей в процессе становления спортивного мастерства футболиста.

Многочисленными исследованиями показана специфичность воздействия тренировки в футболе на показатели антропометрии (П.А. Дементьев,1995), сердечно-сосудистой и дыхательной систем (Ф.А. Иорданская, 1999), нервно-мышечного аппарата (С.Ю. Тюленьков, 1996).

Величина и характер развития скоростно-силовых качеств во многом обусловлены особенностями спортивной деятельности, включающей специфику футбола, уровень спортивного мастерства игроков. Поскольку при выполнении таких спортивных упражнений, как борьба за мяч и быстрое выполнение технических приёмов обращения с мячом, необходимо проявление большой силы за ограниченный интервал времени, то специальная подготовка юных футболистов строится на основе совершенствования скоростно-силовых качеств (А.П. Кочетков, 1975, 1987).

В литературе уделяется большое внимание вопросу о развитии способности у юных футболистов проявлять значительные усилия за ограниченный промежуток времени (В.П. Гречишкин, 2004). При этом рассматривается компонентный состав скоростно-силовых качеств, отражающий такие специфические «элементарные» способности, как абсолютная сила мышц, абсолютная быстрота движений, стартовая сила мышц, ускоряющая сила мышц (М.Х. Боташева, 2007; В.М. Быстров, В.П. Филин, 1971; Ю.В. Верхошанский, 1985, 1988; П.Н. Пасюков, 1990). В своем развитии они относительно независимы и в связи с изменением внешних условий реализации рабочего движения находятся в определенных отношениях.

2. г

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6