Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Соотношение средств скоростно-силовой подготовки изменяется в процессе многолетней тренировки футболистов и во многом зависит от их индивидуальных особенностей. Если в первые годы занятий много времени уделяется упражнениям без мяча, то в дальнейшем основное внимание концентрируется на выполнении упражнений с мячом на высокой и максимальной скорости, имеющих решающее значение для достижения высоких результатов, активных действий во время игры.

По данным К.И.Бескова, футболисты в возрасте 15-17 лет должны затрачивать в подготовительном периоде около 60% от общего времени на разностороннюю скоростно-силовую подготовку и по 20% - на наигрывание тактических вариантов и совершенствование техники. У футболистов - мастеров спорта на разностороннюю техническую и специальную скоростно-силовую подготовку затрачивается по 30% времени, а 40% - на совершенствование игровых тактических схем. В соревновательном периоде время, отводимое на совершенствование техники, увеличивается на 10% и соответственно уменьшается время для разносторонней скоростно-силовой подготовки. Эти данные могут служить известным ориентиром при планировании занятий с юными футболистами.

Содержание тренировки юных футболистов в значительной степени определяется индивидуальными особенностями спортсмена, пробелами в физической и технической подготовке. Поэтому задача тренера состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае найти правильное соотношение между обще-развивающими, специальными упражнениями с мячом и скоростным бегом. Если общеразвивающие упражнения вовлекают в работу большие группы мышц и в значительной степени влияют на подготовку вегетативной сферы организма, то специальные упражнения с мячом и скоростной бег улучшают тонкие координационные взаимодействия нервных процессов, способствуют совершенствованию двигательных навыков необходимых в игре.

В этой связи в спортивной практике известно немало примеров, когда возросший уровень физической подготовки не может быть длительное время реализован в спортивном достижении, а иногда, как это ни парадоксально, вызывает его снижение. Данное явление наблюдается обычно в том случае, когда тренировка на протяжении длительного времени была направлена на развитие и совершенствование двигательных качеств юных футболистов, в то время как занятия на технику обращения с мячом были прекращены. Такая односторонняя направленность тренировочного процесса часто бывает обусловлена отсутствием мест для занятий (зимой), незначительными травмами, полученными во время игр, а также желанием сконцентрировать все внимание на ликвидации пробелов в развитии отдельных двигательных качеств. В результате этого возросший уровень силовой и скоростной подготовки может привести к нарушению освоенного ранее навыка в технике работы с мячом.

Единство физической и технической подготовки не означает, что на протяжении круглого года нужно постоянно заниматься футболом. В зависимости от конкретных задач, стоящих перед игроком главное внимание в подготовке может быть уделено развитию силы и скорости. В то же время в занятия систематически должны включаться специальные упражнения для совершенствования техники обращения с мячом. После двух-двух с половиной месяцев скоростно-силовой тренировки необходимо значительно увеличить объем работы, направленной на совершенствование техники работы с мячом, с тем, чтобы реализовать возросший уровень силовой и скоростной подготовки.

Разработанная нами программа и технология управления скоростно- силовой подготовкой юных футболистов прошла успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной нами технологии управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов.

Таким образом, в ходе проведённого исследования были полностью решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена выдвинутая гипотеза

ВЫВОДЫ

1.Как свидетельствуют проведённые исследования, наиболее эффективными средствами развития скоростно-силовых способностей у юных футболистов в возрасте 15-17 лет являются:

- упражнения без мяча — стартовые рывки на короткие дистанции из различных исходных положений; бег с высокой и максимальной скоростью по прямой и виражу от 30 м до 200 м; прыжки, ходьба и бег с прыжками; упражнения с использованием тренажёров, амортизаторов, штанг, гири, гантелей;

- упражнения с мячом — бег с ускорениями и с мячом; стартовые рывки, соединенные с упражнениями на быстроту реакции с мячом; выполнение специальных упражнений с мячом на быстроту и точность.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12