Критерии оценки и характеристика содержания координационных способностей

Так же как и при измерении других физических способностей, здесь следует различать два вида показателей

:

· Абсолютные

- без учета уровня развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей индивида.

· О

тносительные (парциальные) - с учетом развития этих способностей, когда их влияние каким-либо образом исключается.

Например, время челночного бега 3 по 10 м - это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10 м и бега на 30 м - относительный. Поэтому специалисты физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели координационных способностей у обучающихся или тренирующихся. Это поможет им определить явные и скрытые координационные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные способности и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебно-воспитательного процесса.

К числу основных координационных способностейотносятся:

· способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

· способность к ориентированию в пространстве;

· способность к равновесию;

· способность к перестраиванию движений;

· способность к соединению (комбинированию) движений;

· способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

· способность к выполнению заданий в заданном ритме;

· способность к управлению временем двигательных реакций;

· способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

· способность к рациональному расслаблению мышц.[2]

В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других – вспомогательную (см. приложение 1).

Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.

Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:

· Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).

· Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).

· Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.[13]

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.

Перейти на страницу: 1 2 3