Лекарствоведение в Древнерусском государстве

Арабский путешественник и странствующий купец Ибн Батута (1304-1377), посетивший в середине XIV в. район Пятигорья, писал: «Прибыл из Крыма в Азов, из Азова я отправился в город Можары, из указанного выше города со спутниками собрался ехать в ставку султана, находящуюся в четырех днях езды в местность, называемую Биш-Даг (Биш - пять, Дат - гора). На этом пятигорье находится ключ горячей воды». Иноземный путешественник, который побывал на месте нынешнего Пятигорска у Бештау, не случайно упоминал о нарзане. Народы, обитавшие здесь, с глубокой древности применяли эту воду с лечебной целью.

Наконец, следует упомянуть еще о банях, которые, как говорил Геродот, использовались скифами с глубочайшей древности. Об этом упоминается и в летописях времен христианства. Приехавшие на Русь иноземцы с удивлением описывали русскую баню: « .и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют, егода вылезут еле живы и облиются водою студенью и пока оживут». Русская баня и до настоящего времени широко применяется в России с убеждением в ее целебной силе и с полным научным обоснованием как профилактического средства.

Благодаря развитию торговли и внешних сношений с зарубежными странами на Руси стали появляться врачи-иностранцы. Эти врачи лечили князей и бояр. Народ лечился у знахарей, «ведунов», «бабок», чаще всего прибегая к «заговорам» и «нашептываниям». В этот период широко стали использоваться такие лекарственные средства, как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. На Руси процветала хирургия как важнейшая отрасль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Для обработки ран пользовались вином, березовой водой, растворами обычной соли. Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний на Руси. Это побуждало к активной выработке самых разнообразных мер борьбы с ними. Так, создавались пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили костры. О необходимости разобщения заразных больных и здоровых упоминается в сборнике Святослава (XI в.). Во время морового поветрия в Полоцке в 1092 г. жители прибегали к самозащите в своих жилищах во избежание заражения при встречах с больными на улицах и площадях города.

Монастырская медицина широко использовала богатый опыт народной медицины: лечение травами, мазями, водами. В ряде монастырей имелись больничные палаты. Сюда следует отнести Киево-Печерскую лавру, Юрьев, Чудов-Алексеевский, Симонов, Кирилло-Белозерский монастырь и др. Монастырская медицина способствовала организации стационаров. Несмотря на то, что русский народ находился под гнетом монголо-татар, уже к концу XIII - началу XIV в. началось восстановление народного хозяйства. Возрождались города, воздвигались новые храмы и монастыри. Налаживались кожевенные и смоляные производства, изготавливалось мыло, поташ, масло, рыбий клей. Так, известно излечение от «глазной болезни» жены татарского хана московским лекарем Алексеем (середина XIV в.). По городам и селам продолжали практиковать русские «лечьцы». Дальнейшее развитие медицины и лекарствоведения на Руси были связаны с освобождением от чужеземного ига и созданием единого Русского государства. В 1380 г. русские войска под предводительством Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле, однако окончательное освобождение пришло еще только через сто лет.

Перейти на страницу: 1 2