Парадный кабинет

Во время фашистской оккупации музейные ценности оставались на месте − их не успели эвакуировать. Гитлеровцами было похищено 537 произведений живописи и графики (в том числе полотна из Государственного Русского музея и Симферопольской картинной галереи, находившиеся в Алупке на временной выставке), 360 предметов прикладного искусства. Кроме того, была вывезена уникальная мебель, расхищены книги редких изданий. IIepeд отступлением фашисты намеревались взорвать дворец, но стремительное наступление войск 4-го Украинского фронта сорвало их планы.16 апреля 1944 г. части Отдельной

Приморской армии освободили Алупку.

В феврале 1945 г., в дни исторической Ялтинской конференции глав правительств трех союзных держав, в Алупкинском дворце размещалась английская делегация во главе с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.

В 1956 г. Алупкинский музей был реорганизован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1958 г. профиль его изменился − он стал архитектурно-художественным. В парадных помещениях дворца − наиболее интересных по декоративному оформлению − создана экспозиция, знакомящая посетителей с характером дворцовых интерьеров 30 − 40-х годов ХIХ века.

В настоящее время музей занимает центральную и восточную часть дворца. Осмотр интерьеров дворца обычно начинается с длинного коридора, соединяющего библиотечный и главный корпуса. Здесь размещен вводный отдел музея; в его экспозиции представлены документы, повествующие о тяжелой доле крепостных мастеров, строивших дворец, фотокопии с рисунков и литографий, отражающих этапы строительства, а также материалы, характеризующие М.С. Воронцова как богатейшего помещика России, крупного царского магната.

Парадный кабинет своей отделкой и убранством напоминает традиционный английский интерьер. Через огромное окно-эркер открывается вид на вершину Ай-Петри, красивый старинный парк и парадный двор. Обрамление эркера, высокая профилированная панель, широкие, симметрично расположенные двери сделаны из полированного дуба. Потолок также производит впечатление деревянного, но это искусная имитация масляными красками под дуб. Изящный лепной орнамент потолка, тонированы под темное дерево, смотрится очень нарядно на более светлом фоне.

Камин в кабинете сделан из мраморовидного известняка теплых тонов, гармонирующего с цветом панелей и обоев, изготовленных по старым образцам.

Мебель в кабинете − в основном английской работы первой половины XIX века. Обращают на себя внимание редко встречающийся диван со шкафчиками для книг в боковых стойках, круглый стол полированного дерева с узким орнаментальным бордюром, инкрустированным бронзой. Спинки стульев украшены резьбой, в которой четко проглядывают неоготические и ренессансные формы. Изящный книжный шкаф сделан во Франции в стиле Буль. Он выполнен из черного дерева, богато инкрустирован панцирем черепахи и бронзой. Стоящие на шкафу часы из золоченой бронзы − работы французского мастера Томира.

В эркере установлены небольшие бронзовые скульптуры: герцога Веллингтона (копия с работы Котера, английского скульптора первой половины XIX в.) и прусского полководца фельдмаршала Блюхера работы немецкого скульптора Х. Рауха (1777-1857).

В кабинете экспонируется портретная живопись первой половины XIX века. На портрете немецкого художника Франца Крюгера (1797-1857) изображен первый владелец дворца граф М.С. Воронцов − на фоне Кавказских гор в мундире генерал-фельдмаршала.