Фармацевтическое образование в России

В 1815 г. были изданы новые правила о фармацевтических экзаменах, по которым, в частности, взамен звания аптекаря была установлена ученая степень магистра фармации с защитой диссертации. Степень магистра фармации являлась официальным ученым титулом и высшей фармацевтической степенью. Магистру фармации необходимо было обязательное знание иностранного языка. В соответствии с высочайшим указом магистры фармации приобретали право почетного потомственного гражданства, и это звание являлось переходной ступенью к более высокой степени доктора фармации, которое присуждалось «со второй ученой работы». Фармацевты в этом звании оставались всю дальнейшую жизнь, и вся литературная деятельность проходила под этим титулом. Первым магистром фармации в России был Спис Аведр (1847). По этим правилам с 1846 по 1881 г. в Академии были удостоены звания аптекарского помощника 975 человек, провизора -167 и степени магистра фармации - 32 человека. Всего за период с 1823 г. по 1881 г., т.е. за 59 лет, в Медико-хирургической академии в Петербурге выдержали испытания 1186 аптекарских помощников, 351 провизор и 95 магистров фармации.

Для современного специалиста с высшим фармацевтическим образованием представляет интерес факультативное обещание на степень магистра фармации: «Принимая с глубокой признательностью права и преимущества, соединенные с даруемой мне ныне самой фармацевтической степенью, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить честь сословия, к которому принадлежу. Обещаю выполнять добросовестно все сопряженные со званием аптекаря обязанности: отпускать только доброкачественные лекарства, не заменять одно другим, не делать никаких перемен ни в весе, ни в мере лекарств, врачебные средства, не введенные в таксу, отпускать по умеренной цене и по возможности облегчать больным бедным приобретение лекарств, продавая их ниже таксы.

Обещаю обращаться с подчиненными мне помощниками и учениками как следует доброму и попечительному начальнику, тщательно наблюдать, чтобы они в свою очередь в точности и добросовестно исполняли свои обязанности.

Наконец, обещаю продолжать заниматься фармацией и химией и всеми силами способствовать совершенствованию этих наук».

В 60 гг. помощники фармацевтов слушали лекции по предметам своей специальности вместе со студентами-медиками. Программа лекций по фармации включала: А. Введение (значение отдельных частей фармации для врача и фармацевта, устройство и оборудование аптеки, фармацевтическо-технические и фармацевтическо-химические операции, «книговедение» в казенных и вольных аптеках, историю фармации). В. Фармакогнозию (растений, животных и минералов). С. Рецептуру. Б. Фармацевтическую химию. Кроме программных вопросов профессор дополнительно читал о новых химических и фармацевтических средствах, об открытии ядов при отравлении, о распознаваемости доброкачественности лекарств, о ходе (порядке) ревизии аптеки, производил разбор важнейших европейских фармакопей. С устройством при Академии ботанического сада, Естественноисторического института, новой аптеки и ряда других учреждений значительно расширились возможности и улучшились условия практического обучения студентов. В то время возросший приток желающих поступить в Академию дал возможность повысить предъявляемые к ним требования. От желающих поступить на фармацевтическое отделение стали требовать представления свидетельства о переходе в VII класс гимназии или о сдаче экзаменов по предметам первых шести классов гимназического курса. От семинаристов требовалось сдать экзамен в гимназии по особой программе, согласно которой требования по физике и математике были несколько уменьшены. А по новому положению о Медико-хирургической академии (1869) для поступления на фармацевтическое отделение требовалось иметь полное гимназическое образование.

В 1881 г. Медико-хирургическая академия была преобразована в Военно-медицинскую академию, и о фармацевтическом отделении в ее составе уже не упоминается.

Согласно правилам 1838 г. об экзаменах на фармацевтическое звание, создавались провизорские курсы при университетах, но в Петербурге их не было, так как отсутствовал медицинский факультет в университете. Впервые (с осени 1839 г.) такие курсы стали функционировать при Московском университете. На провизорских курсах фармацевты слушали лекции по соответствующим дисциплинам на медицинском и философском (естественном) факультетах, и, кроме того, профессора читали фармацевтам приватные лекции по 2-3 часа в неделю по фармакологии, химии, физике и другим дисциплинам.

Перейти на страницу: 1 2 3