Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся

5. Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.

6. Учёт естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

7. Обеспечение фактора фиксации внимания на фазе устойчивой работоспособности.

8. Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без информационной перегрузке учащихся.

9. Обеспечение на уроке оптимального темпо - ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся.

10. Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учётом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.

11. Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

12. Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно - координаторных тренажей) и др.

13. Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за осанкой на уроке.

14. Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

15. Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приёмов и методов. Приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.

16. Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным, и т. д., что является одним из главных показателей профессионализма учителя.

17. Максимальное возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество.

18. Использование всего многообразия приёмов мотивации деятельности ученика — как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать больше, радость то достигнутого, стремление поделиться знаниями).

19. Формирование и выдерживания оптимального стиля взаимоотношения с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.

20. Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.

21. Контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровья.

22. Перечень этих задач (не исчерпывающий всего их многообразия) может быть использован администрацией школы, управлением образования в качестве критериев оценки здоровье - сберегающей составляющей в работе учителя. С целью самооценки учитель может провести рефлексию этих аспектов своей деятельности.

23. Необходимыми условиями решения этих задач являются:

24. прохождение повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровье - сберегающих образовательных технологий (курсы, семинары);

25. проведение ревизии приёмов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровье - сберегающей педагогики (объективно сделать это самостоятельно — задача почти невыполнимая, поэтому необходима поддержка и помощь грамотных в таких вопросах коллег);

Перейти на страницу: 1 2 3 4