Предупреждение школьных болезней

Термин школьные болезни за последние годы прочно вошел в педагогический обиход. В эту группу относиться, в первую очередь, сколиоз и близорукость, нервно-психические расстройства, обусловленные воздействием дистрессов, астено-невротические состояния, нарушения обмена веществ и заболевания пищеварительной системы, обусловленные неправильным питанием, гиподинамией и др.

В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2002 году Министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. И полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросло в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), система кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденции к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15 - 17 лет.

Начальные проявления этих нарушений здоровья становятся заметны уже в первых классах, а в последующем возрастают год от года.

Планами мероприятий по профилактике близорукости предусматривается:

1. рассадка детей в классе с учётом состояния их зрения;

2. рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки, чередование устной и письменной работы, отдых глаз в ходе работы;

3. Оборудование учебных помещений плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения;

4. поведение на каждом уроке специальных упражнений гимнастике зрения;

5. питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);

6. правильное использование технических средств обучения в школе: расстояние при просмотре телевизионных передач в пределах 3-5 м, длительность просмотра передач — 15-20 мин, подсветка, использование специальных школьных компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам;

7. использование только допущенных Министерством образования учебников;

8. контроль за гигиеной чтения школьников;

9. рациональная организация освещения в учебных помещениях школы и дома; ежедневное пребывания на воздухе — не менее 2-3 ч;

10. организация занятий с офтальмотренажёром, гимнастики специальных форм для детей с прогрессирующей близорукостью под контролем медмков на большой перемене или в специально выделенное время, использование методики сферопризматической коррекции Ю. Утехина и др.

11. инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения;

12. учёт состояния зрения школьника при определении его в группу для занятий физкультурой.

Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматривается:

1. ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;

2. активное формирование правильной осанки за счёт укрепления мышечного корсета средствами лечебной физической культуры (ЛФК);

3. обеспечение соответствия мебели в школе и дома и росту и пропорцмями тела учащихся;

4. контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раза в год;

Перейти на страницу: 1 2