Школа здоровья для больных, как фактор повышения эффективности контроля артериальной гипертонии

Процесс изменения поведения любого человека - сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» изменить жизненные привычки и поведение взрослых людей, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт. Более того, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребностей (покурить - расслабиться, поесть - снять стресс и прочее). Согласно известной теории изменения поведения, условно можно выделить несколько стадий формирования новых привычек. Каждая стадия может быть различной продолжительности, возможно как поступательный переход, так и регрессия, однако в зависимости от этих стадий тактику консультирования следует дифференцировать.

. Непонимание проблемы. Пациент не знает, почему именно ему нужно изменить привычки или почему ему советуют регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной не ощущает повышения артериального давления). В этой ситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании, разъяснения проблемы заболевании без глубокой детализации конкретных советов.

. Принятие решения. Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят постепенный вред его здоровью, а нерегулярное лечение не принесет необходимой пользы. На этом этапе пациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важна не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи, например при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы были организованы требуемые для этого консультативные приемы. Тогда совет, подкрепленный конкретной помощью, будет с большей вероятностью успешнее.

. Начало действий. Пациент решил начать новый образ жизни, изменить привычки, научиться более здоровому поведению, регулярно принимать лекарства и прочее. Очень важный этап, когда решение принято. Уже не требуется объяснять и аргументировать. Профилактическое консультирование на этом этапе должно стать в основном психологической поддержкой. Школа здоровья, обучение в группе позволяет обеспечить также необходимую социальную поддержку.

4. Срыв действий. Пациенту не удалось придерживаться длительное время новых более здоровых привычек или сохранить регулярность лечения. Это необязательный этап, но очень важно постоянно иметь в виду возможность срыва и ограждать пациента от него. Эта не простая задача требует навыков общения и знания психологии, а также наличие опыта находить подходящие аргументы. Именно в этой ситуации важна социальная поддержка, которая может быть обеспечена в школе здоровья.

Любая медицинская услуга, в том числе и школа, как медицинская профилактическая услуга, оценивается по многокомпонентному принципу и включает три ключевые направления: оценку медицинской эффективности; оценку медико-социальной эффективности и экономической эффективности, применение которой требует специальных экономических расчетов (затраты - эффективность, стоимость болезни и прочее). Изменение информированности, умение, навыков и повышение мотивации пациентов к оздоровлению является результативностью обучения, то есть непосредственным результатом того, чему обучали. Вместе с тем эти параметры считаются показателями, предшествующими эффективности, так как характеризуют процесс формирования приверженности пациентов к выполнению врачебных назначений и как обязательное следствие - улучшение показателей здоровья и снижение риска ССО, что является основной целью контроля артериальной гипертонии. При оценке школ здоровья необходимо учитывать неоднородность контингента больных с артериальной гипертонией в популяции как с позиции медицинских характеристик (течение заболевания, тяжесть, и другое), так и с позиции таких социальных особенностей, как осведомленность заболевания, обращаемость за медицинской помощью, потребность в получении совета по лечению и оздоровлению, а также готовность следовать этим советам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4