Школа здоровья для больных, как фактор повышения эффективности контроля артериальной гипертонии

В настоящее время уже накоплен опыт оценки эффективности школ здоровья в различных контингентах пациентов с артериальной гипертонией и в различных организационных моделях деятельности. Так, обучение пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении, показало, что по сравнению с обычным наблюдением позволяет достичь стойкого снижения поведенческих факторов риска, в частности обусловленных привычками питания, двигательной активностью, курением. В результате обучения повышается приверженность пациентов к приему антигипертензивных препаратов, выполнению комплексных врачебных рекомендаций. Обучение сопровождается увеличением вдвое числа больных, достигших целевого артериального давления, чего не отмечено при обычном динамическом наблюдении. В группе обученных пациентов стойко уменьшалось число случаев временной нетрудоспособности, частота госпитализаций. Позитивный эффект образовательной технологии отмечен не только относительно повышения уровня знаний и навыков самоконтроля и оздоровления поведенческих привычек, но и относительное снижение риска ССО и снижение вдвое инфарктов миокарда и инсультов. Обучение пациентов комплексу медицинского контроля артериальной гипертонии в школах здоровья экономически целесообразно, так как позволяет получить сокращение затрат на болезнь. Известно, что большинство больных с артериальной гипертонией в популяции имеют мягкую и умеренную степень повышения артериальной гипертонии. Течение данного заболевания при этом, как правило, малосимптомно и часто сочетается с низкой приверженностью пациентов к выполнению назначений. Именно в этой категории пациентов, как указано выше, часто отсутствует намерение к изменению собственных привычек питания, курения и прочее, влияющих на течение заболевания, и поэтому именно в данной категории важно оценить реалистичность применения обучения как технологии, повышающей приверженность выполнению врачебных назначений. Таким образом, апробация образовательной медицинской профилактической технологии, направленной на многофакторную профилактику артериальной гипертонии, убедительно продемонстрировало, с одной стороны, реалистичность ее выполнения на практике, с другой стороны, показала эффективность в различных контингентов больных артериальной гипертонии. Школа здоровья учит не болезни, а тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявление болезни и снизить риск осложнений.

Перед сектором здравоохранения стоит задача продолжения внедрения обучающих технологий в реальную практику, в связи с этим сестринский уход - это организационная структура, необходимая для наблюдения, ухода, выполнения назначений врача терапевтическим больным. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который обычно включает больного (пациента) и медицинскую сестру в качестве взаимодействующих лиц. Довольно важным является то, что пациент в данной ситуации должен рассматриваться не как отдельный случай заболевания, а как личность. Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать.

Составными сестринского ухода являются: сестринское обследование пациента, диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем), выполнение (реализация) плана необходимых сестринских вмешательств и оценка полученных результатов. В большинстве случаев пациент является наилучшим источником информации. Пациент, который настроен, отвечать на вопросы, может дать наиболее точную информацию. Члены семьи используются для информации в том случае, когда пациентом являются маленький ребенок, душевнобольной, пациенты, находящиеся в бессознательном состоянии. Так как оценка состояния является непрерывным процессом, медсестра должна поддерживать связь с другими членами бригады медицинской помощи (врачами, медицинскими сестрами, санитарами и т. п.). Как источник информации привлекаются по мере необходимости и работники социальной службы, представители духовной сферы. Все они являются потенциальными источниками информации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4