Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стоматолога, провизора, менеджера здравоохранения)

Начиная изучение какой-либо новой учебной дисциплин, каждый должен ассоциировать ее со своей будущей профессиональной деятельностью, то есть, в контексте данной лекции, хорошо представлять значение гигиенических знаний для успешного осуществления профессиональных задач, напрямую не являющихся профилактическими.

Итак, значение гигиенических знаний для деятельности специалистов непрофилактического профиля можно представить в следующих основных аспектах.

Гигиеническое образование и воспитание населения (санитарно-просветительная работа).

Данный вид деятельности должен осуществляться главным образом в профилактическом направлении, для чего необходимы достаточно глубокие знания в области профилактической медицины. Причем учить население в процессе данного вида деятельности самолечению, с некоторыми исключениями, значит нарушать важнейший деонтологический принцип "Не навреди".

Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций.

Среди причин, обусловливающих развитие внутрибольничных инфекций, в подавляющем числе случаев являются нарушения гигиенического режима лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). То есть, первейшее условие снижения актуальности этих инфекций - устранение или нивелирование неблагоприятных гигиенических факторов внутрибольничной среды. Данное положение будет достаточно подробно развито в цикле лекций "Основы больничной гигиены". Следует подчеркнуть, что основные нарушения санитарно-эпидемиологического режима ЛПУ обусловлены крайне низким уровнем гигиенической подготовки медицинских работников непрофилактического профиля.

Снижение общей и профессиональной заболеваемости персонала ЛПУ.

Врачи - это наиболее болеющий контингент среди других профессиональных групп, так как в процессе их деятельности в результате низкого уровня подготовки в вопросах гигиены игнорируются неблагоприятные факторы внутрибольничной и внебольничной среды, приводящие к развитию заболеваний. Повышение уровня здоровья врачей возможно только при знании и эффективном использовании на практике гигиенических принципов профилактики.

Диагностика.

Без анализа гигиенических факторов, сопровождающих жизнь пациента, постановка правильного диагноза значительно затруднена. Имеется понятие "гигиеническая диагностика", рассматривающая заболевание с позиций влияния на человека первичных факторов экзогенной или эндогенной среды, обусловливающих развитие этого заболевания, с позиций анализа факторов риска в возникновении той или иной болезни. Именно широкое и мудрое использование принципов гигиенической диагностики позволило великому русскому терапевту Г.А. Захарьину практически безошибочно ставить диагноз заболевания без наличия тех диагностических возможностей, которыми располагает современная медицины. В данном плане врачам лечебного профиля следует самое серьезное внимание уделять той части истории болезни, которая определяется как "Анамнез". Именно в рамках анамнеза можно достаточно достоверно выявить те причины (они в подавляющем большинстве случаев гигиенического порядка), которые привели пациента к врачу.

В обсуждаемом плане весьма верная мысль принадлежит замечательному русскому патологу И.В. Давыдовскому: "Глубокое изучение проблемы этиологии уводит нас за пределы медицины". Другими словами, причину болезни нужно искать в той среде обитания, в которых происходит жизнедеятельность человека. А между тем, гигиена и изучает связь здоровья человека с условиями и факторами этой среды. И.В. Давыдовскому принадлежит еще одно знаковое высказывание: "Патология - это область антропологии, устремленная на человека со всеми его экологическими и социальными ансамблями", что еще раз подчеркивает значение гигиенической диагностики.

Лечение.

Если не учитывать первичные, этиологические (прежде всего гигиенические) факторы развития болезни, лечение становится зачастую лишь симптоматическим, прямо не воздействующим на причину (этиологию) заболевания или факторы риска его развития, то есть недостаточно эффективным. Глубокое знание первичных (гигиенических) факторов возникновения и развития заболевания зачастую позволяет врачу избежать в своей лечебной деятельности ошибок в организации лечебного процесса.

Если речь идет о реализации основной цели медицины - повышения уровня здоровья населения, то нельзя не вспомнить этапы (переходные состояния) развития заболеваний: состояние здоровья Þ состояние переутомления Þ состояние адаптации Þ состояние дизадаптации Þ состояние предболезни (третье состояние) Þ состояние болезни. Совершенно очевидно, что чем выше поднимется лечащий врач по данным этапам к состоянию здоровья, тем более весомый вклад он внесет в реализацию указанной основной цели медицины.

Осуществление производственного контроля за гигиеническими условиями в ЛПУ, лицензирование ЛПУ.

Согласно санитарному законодательству, ответственность за санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ несут их руководители. Без знания основных вопросов общей и, в частности, больничной гигиены, эффективный производственный контроль за гигиеническими условиями в ЛПУ невозможен.

Перейти на страницу: 1 2