Методические подходы к совершенствованию системы скоростно-силовой подготовки юных футболистов

Следует отметить, что в системе скоростно-силовой подготовки футболистов необходимо обратить внимание на приобретение быстроты, а также умение проявлять максимальное усилие в единоборствах на футбольном поле. К тому же, целенаправленная скоростно-силовая подготовка создает благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой обращения с мячом (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007; Э.В. Стрельцов, 1982).

Овладение техникой работы с мячом требует определенного уровня подвижности в суставах нижних конечностей. Перспективная подготовка юных футболистов должна предусматривать развитие данного качества. Хорошая подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах является непременным условием для освоения рациональной техники владения мячом. Помимо этого, оптимальный уровень подвижности в суставах необходим при беге по футбольному полю.

Исследования ряда авторов (М.Х. Индреева, З.А. Хатуев, 2007; Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х.Калмыков, 2007 и др.) свидетельствуют, что скоростно-силовая подготовка футболистов должна строиться с учётом взаимосвязи всех упражнений: как с мячом, так и без него.

По всей вероятности, наличие определённого противоречия во мнениях специалистов по данному вопросу объясняется тем, что механизмы энергообеспечения двигательной деятельности в футболе имеют как общие черты с обычным бегом, так и специфические отличия, связанные с овладением техники работы с мячом.

Исследования в области изучения техники выполнения двигательных действий, свидетельствуют о высокой степени взаимосвязи скорости выполнения отдельных технических приёмов с общим уровнем скоростно-силовой подготовленности игрока (А.К. Москатова, 1983; A.C. Солодков, 1988).

Одним из факторов, определяющих взаимосвязь между этими показателями, является сходство физических качеств, которые обусловливают достижение высоких результатов в футболе. Специфические особенности выполнения каждого отдельно взятого технического приёма откладывают отпечаток на развитие скоростно-силовых качеств (Е.Б. Сологуб, 1999). В связи с этим, скоростно-силовая подготовка может определённым образом влиять на освоение техники выполнения отдельных приёмов с мячом и без него.

Необходимо отметить, что взаимосвязь техники футболиста с уровнем развития физических качеств меняется в процессе многолетней тренировки. При этом меняется как порядок значимости отдельных физических качеств, так и уровень их взаимосвязи с результатом мастерства футболиста. Так, в процессе многолетней тренировки более стабильно улучшаются результаты в развитии необходимых для футбола физических качеств, а технические показатели стабилизируются (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х.Калмыков, 2007; С.Ю. Тюленьков, 1994).

Взаимосвязь отдельных элементов техники работы с мячом с определённым уровнем развития различных физических качеств обусловливает гетерохронность их развития. Поэтому достижения, связанные с преимущественным развитием силы, скоростной и специальной выносливости, требуют более длительного периода совершенствования. Это очень важно учитывать в многолетней подготовке квалифицированных и юных футболистов (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х.Калмыков, 2007).

В настоящее время ряд авторов рекомендует при построении спортивной тренировки в футболе исходить из общебиологических закономерностей организма (С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа, А.В. Прохоров, 1997). Основываясь на возрастных особенностях развития основных физических качеств и становления спортивной техники, авторы осуществляют дифференцированный подход к содержанию скоростно-силовой и технической подготовки юных футболистов (А. Тодоров, И. Калайков, 1986).

Как отмечалось ранее, для успешного освоения техники футболиста необходим оптимальный уровень развития физических качеств быстроты, силы, скоростной выносливости. В исследованиях ряда авторов отмечается эффективность тренировочного процесса, предусматривающего комплексное развитие физических качеств, при котором развитие одного качества положительно влияет на развитие другого.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5