Храмы Чердыни как туристические объекты

Никольская церковь

Люди, увидевшие эту церковь первыми, долго не могли поверить, что она строилась человеческими руками. Её и назвали явленной за то, что никто не видел, как она возводилась. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты возникла легенда, которая рассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Годунова. К этому народная фантазия прибавила, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов. И то, что делалось днем, за ночь уходило в землю (по другой версии, возводили церковь будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами), поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены и поставлены главы с крестами, церковь «вышла» на поверхность и, как корабль, поплыла над морем тайги.Лучший образец архитектуры барокко на Урале. Расположена на холме в центре пос. Ныроб рядом с зимней Богоявленской церковью. В храмовый комплекс входила и колокольня, утраченная в 1934 г. Никольская церковь - бесстолпный пятиглавый храм. Традиционная планировка и конструкции: трапезная, основной храм и алтарная апсида на одной оси (план кораблем). Объемно-пространственная композиция: монументальный куб в центре увенчан пятиглавием, с востока примыкает пятигранная апсида, с запада - квадратная в плане трапезная. Все здание украшено каменной резьбой: наличники с причудливыми завитками, богатые многорядные карнизы с декоративными кронштейнами-модульонами, ажурные полукружия закомар украшают фасады двусветного четверика. Углы выделены одинарными и сдвоенными трехчетвертными колоннами. На свободных от «узорочья» плоскостях стен расположены восьмиугольные ниши с росписью. Барабаны пятиглавия отмечены изящной аркатурой. Центральный барабан - световой с четырьмя узкими проемами, угловые барабаны - глухие.

Реставрация 1950-х гг. вернула главам лемеховое покрытие (автор реставрации архитектор Г. Л. Кацко). Все помещения перекрыты сводами, стянутыми железными связями: в алтаре - граненый полусомкнутый свод, в трапезной - коробковый с торцевым лотком и глубокими распалубками над окнами. Стены храма были покрыты росписью по традиционной тематике - страдания Христа и сюжеты из Апокалипсиса, выполненные в 1722 -1725 гг. живописцем Михаилом Казариновым. Среди библейских сюжетов в верхнем ярусе юж. стороны куба выделялось изображение святого Христофора с собачьей головой, с мечом в левой руке и крестом в правой (Христофор считался покровителем охотников). В стенах обнаружены голосники, улучшающие акустику храма. На внутренних плоскостях свода выложены деревянные пятиконечные кресты с голгофами, утопленные в ниши, выполненные по форме крестов.

Часовня 85 убиенных

В ранней истории было одно событие, которое до сих пор вспоминают в этих местах. Это был бой 85 защитников Кондратьевой слободы (около устья Вишеры) с многократно превосходившим по численности отрядом ногайских татар, шедших на Чердынь. Все русские воины погибли в том сражении, и этот с виду незначительный эпизод забылся бы в веках, если бы не чудеса, которые по легенде стали происходить после этого. Плывущие на лодках вниз по реке чердынцы нашли на льдине тела убитых, из окон построенной памятной часовни иногда струился свет и т.п. Так или иначе, 85 защитников Перми Великой были чуть ли не канонизированы, доска с их именами и икона с 85 одноименными с ними святыми были помещены в часовню. В советское время часовня была разрушена, а на ее месте была поставлена небольшая стела. В XXI веке часовня была воссоздана на старом месте по старым чертежам и обмерам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4