Знаменитые писатели в роли «человека путешествующего» и познающего наш мир

Символом времени, начиная с эпохи Возрождения, были путешествия за знанием и опытностью, во время которых человек совершал большие и малые открытия, переживал чувства новизны. Для Лоренца Стерна как имя, связанное с появлением нового толкования путешествий, уже очевидна бессмысленность подобных путешествий. Практически в конце в своей жизни он закончит один из главных своих романов «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Выбор этих стран неслучаен. Именно сюда направлялись потоки путешественников, страждущих поклониться «идолам» нового времени. Теперь центром «паломничества» является не могила Иисуса Христа, а могила Данте во Флоренции. Не видеть памятников этих городов просто неприлично для образованного человека того времени. Модным становится своеобразный «гранд-тур», который осуществляют молодые состоятельные англичане по Европе. В ходе этой поездки они завершали свое образование, изучали французский язык, отдыхали в Германии и Швейцарии. Посещая Средиземноморье, изучали молодые люди осматривали памятники истории и культуры, изучали истоки европейской цивилизации. Города Италии входили обязательным пунктом в маршрут такого путешествия.

Появляются многочисленные путевые записки, романы, которые скорее модно рассматривать как своеобразные путеводители по этим странам. Роман Стерна трудно приобщить к их числу. Он стремится вникнуть в причины путешествия. Стерн полагает, что праздные люди покидают свою родину и отправляются за границу, движимые немощностью тела, слабостью ума или непреложной необходимостью. Первые два подразделения, по мнению Стерна, охватывают всех путешественников, снедаемых гордостью, тщеславием. К третьей группе принадлежит целая армия скитальцев-мучеников, «в первую очередь тех путешественников, которые отправляются в дорогу с церковным напутствием или в качестве преступников, путешествующих под руководством надзирателей, рекомендованных судьей, — или в качестве молодых джентльменов, сосланных жестокостью родителей или опекунов и путешествующих под руководством надзирателей, рекомендованных Оксфордом, Эбердином и Глазго»10.

Как видим, отправляться в дальнее странствие человека заставляют нередко его эмоции и пороки. Соответственно всех покидающих родную страну Стерн делит на праздных, пытливых, лгущих, гордых, тщеславных и желчных путешественников. Кроме этого, он выделяет тех людей, кто путешествует поневоле. Это — правонарушители и преступники, путешественники простодушные и чувствительные. К последним Стерн причисляет самого себя. Чувствительный путешественник, предпринявший путешествие поневоле и вследствие потребности путешествовать. Но при этом цель путешествия и впечатления от него совсем иные, чем у всех предшественников. Путешественника привлекают не красоты чужеземных стран, без которых можно прожить спокойно. Можно также обойтись и без чужеземных знаний и опытности, которые к тому же могут оказаться достаточно сомнительными: «в самом деле, очень и очень часто с сердечным сокрушением наблюдал я, сколько грязных дорог приходится истоптать пытливому путешественнику, чтобы полюбоваться зрелищами и посмотреть на открытия, которые все можно было бы увидеть, как говорил Санчо Панса Дон Кихоту, у себя дома, не замочив сапог»11. Стерна интересуют люди. Не доехав до Парижа, он, тем не менее, узнал много нового о французах, его удивляет, волнует их образ жизни. Автор «Сентиментального путешествия» как бы разрушает границы между возвышенным и мелочным. Переживания путешественника, вызванные незначительными событиями в дороге, становятся более значимыми, чем простое лицезрение великих памятников прошлого. «Сентиментальное путешествие» превращает в путевые заметки человека, который идет в далекие страны не за знаниями истории и культуры, а совершает путешествие в суть природы самого человека. Во время путешествия, встречаясь с множеством людей и знакомясь с разными обычаями и традициями, путешественник учится взаимопониманию. В этом и состоит главная польза подобных путешествий. Изменения в культуре эпохи Возрождения и Просвещения затрагивают цели путешествий; начиная с расширения обитаемого пространства, человек стремится к познанию различных культур. Закономерным итогом развития гуманистического мировоззрения является стремление человека познать себя, освободиться от различных предубеждений в отношении других народов и культур. Следует отметить, что путешествия, что путешествия, о которых пишут Монтень и Стерн, являются распространенной формой досуга высших слоев общества, аристократии. Поэтому «человек путешествующий» в эпоху Возрождения и Просвещения уже стремился к иным стандартам в гостеприимстве, в чем те, которые существовали в средневековой культуре. Новое время отличается лишь тем, что стало все более усовершенственное, человек путешествует не ради открытий, а ради себя, своей семьи, своего блага. Все это было отражено еще в эпоху Средневековья, что и является корнями наших странствий и путешествий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4