Социокультурные функции туризма в современном обществе

Посмотрим теперь, как трактуется термин «функция» в отечественной социологии.

Энциклопедические словари начала XXІ в. определяют понятие «функция» как: (от лат. functio – исполнение, свершение) – 1) устойчивый способ активного взаимоотношения вещей, при котором изменения одних объектов приводят к изменениям других; 2) в социологии – а) роль, выполняемая определённым субъектом социальной системы в её организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп и классов; б) зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; в) стандартизированное, социальное действие, регулируемое определёнными нормами и контролируемое социальными институтами [70, с. 603].

А.И. Кравченко определяет понятие «функция» как «назначение или роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому» [40, с. 102].

По мнению В.И. Добренькова, «функция» – это предназначение, значение, выполняемая роль [25, с. 872].

Ю.Г. Волков под «функцией» понимает следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы [15, с. 283].

Е.М. Бабосов, в соответствии с концепцией Р.К.Мертона даёт определение явным и латентным функциям. В его понимании «явные функции социального института относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации данной социальной системы к условиям её существования (внутренним и внешним), а латентные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия» [8, с. 252].

С.С. Фролов определяет «функцию» как «вклад некоторой структурной единицы в деятельность социальной системы для достижения целей этой системы» [89, с. 378].

А.А. Горелов описывает «функцию» как роль, которую выполняет система в более общем целом [20, с. 489].

Н.И. Лапин даёт определение социетальной функции – совокупности вкладов в самодостаточность социума, обеспечивающих его самосохранение (включая безопасность) и саморазвитие как целого в ответ на его внутренние потребности и внешние вызовы [47, с. 39].

В результате проведённого анализа понятия «функции», применяемого в социологии, можно сделать вывод, что данное понятие за годы своего существования не претерпело существенных изменений. Под данным понятием в настоящее время большинство российских учёных понимают роль, вклад, который осуществлён на благо социальной системы.

Представители различных направлений в социологии при изучении функций социальных институтов стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы.

Представитель функционализма Т. Парсонс выделяет четыре первичные функции, присущие любым системам действия – это функции воспроизводства образца, интеграции, целедостижения и адаптации [66, с. 15]. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство и распределение, функции управления и контроля [67, с. 98-99].

Современные представители социологии также предпринимают попытки выделения основополагающих функций социальных институтов.

С.С.Фролов определяет список универсальных функций социальных институтов: удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, закрепление и воспроизводство общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная [87, с. 130–132].

Наиболее общие функции социальных институтов рассматривает В.А.Бачинин, выделяя четыре функции: воспроизводство социальных отношений определённого типа, организация экономической, политической, социокультурной жизни граждан, нормативная регуляция индивидуального и группового поведения социальных субъектов, обеспечение коммуникации, интеграции, укрепление социальных связей, накопление, сохранение и передача социального опыта от поколения к поколению [9, с. 193].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8