Социокультурные функции туризма в современном обществе

Понимание и принятие особенностей взаимодействия и общения людей друг с другом в туризме происходит тогда, когда индивиды собираются в группу для совершения путешествия. С этого момента им приходится подстраиваться к особенностям каждой личности входящей в это сообщество, а впоследствии вступать во взаимодействие с культурой посещаемого региона. Туризм способствует более легкому общению с людьми, способствует расширению социальных контактов.

В заключительном акте Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшем в Хельсинки в 1975 г. подчёркивалась необходимость поддержки контактов и обменов между молодёжью. Собственно они важны для «развития взаимопонимания, укрепления дружественных отношений и доверия между молодёжью» [54, с. 182-183].

Адаптивная функция культуры естественно переходит в человекотворческую функцию культуры. Её осуществление основано на потребностях личности, определённых общественными процессами. Индивид создает самого себя в деятельности, направленной на их удовлетворение. Туризм реализует человекотворческую функцию культуры, удовлетворяя потребность человека в отдыхе, организации его досуга.

Нам кажется, что этим не исчерпывается всё многообразие социокультурных функций туризма. Так как в природе туризма заложено, что, занимаясь туризмом и совершая путешествия, человек обязательно попадает в информационное поле, которое проявляется в том, что туристу ещё до поездки даётся краткая характеристика страны пребывания. Уже во время самого путешествия турист впитывает информацию о культурном наследии новых для него территорий. Но не только в этом проявляется информационность. Ещё одним важным источником информации служит празднование Всемирного дня туризма. Это позволяет осуществлять ознакомление людей с разнообразными ценностями туризма. Развитие данных идей мы находим в Хартии туризма, где говорится: «местное население вправе ожидать от туристов понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества» [61]. Для этого необходимо распространять информацию о традициях, обычаях, религиозной деятельности, святынях и запретах, которые подобает уважать; об археологических, художественных и культурных ценностях, которые следует сохранить.

Кроме того, информационное поле тесно связано с коммуникацией, которая сопровождает туриста на протяжении всего путешествия. Общение происходит повсеместно: в туристской группе, с обслуживающим персоналом, с местным населением. В этом случае возможно даже взаимодействие культур. Далее нам представляется целесообразным привести положения Декларации Всемирной конференции министров по туризму, принятой в Осаке, Япония в 1994 г. В ней говорится, что увеличение международного туризма «вносит свой вклад в развитие взаимопонимания между народами и странами». Для понимания образа жизни жителей других стран нет ничего лучше международных связей. Их не может заменить даже вся информация о странах, распространяемая через средства массовой информации. Международные связи «будут способствовать разрушению предрассудков и стереотипных представлений о других обществах». В природе туризма заложено, что он является способом контактирования и оценки зарубежных обществ и культур. Туристам во время путешествия необходимо иметь терпимость и уважение к иным культурам. Кроме того, приветствуется обладание интеллектуальным любопытством, открытостью к иностранным культурам и народам. «Тогда туристы смогут оценить особенности природы, культуры и общества посещаемых стран и, таким образом, способствовать сохранению уникальности красот нашей планеты для будущих поколений» [54, с. 252-253]. Все эти свойства туризма позволяют интерпретировать это как информационно-коммуникативную функцию.

На этом природа туризма не исчерпывает свои свойства. Далее начинается проявление воздействия на человека информационно-коммуника-тивной функции. Получив объём информации о других странах, народах и культурах человек уже получил побудительный мотив к действию. Теперь он находится на стадии готовности к путешествию, ему своими глазами хочется увидеть объект туристского интереса. Потенциальный турист ищет средства и возможности отправиться в путешествие-мечту. Данные проявления туризма позволяют нам говорить о существование побудительной функции, являющейся явным продолжением информационно-коммуникативной функции.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10