Характеристика системы экскурсионного менеджмента

Управление доходной деятельностью на туристском рынке имеет в виду движение туристского продукта от исходного производителя до потребителя. Эта проблема неоднозначна и имеет разные уровни приложения.

Из-за разобщенности производителя туристских услуг и потребителя на рынке движущими силами последовательно выступают такие организации и предприятия: гостиницы, рестораны, транспорт (поставщики услуг); системы бронирования и резервирования, глобальные компьютерные сети; туроператоры; турагенты; потребители (туристы).

В этой связи можно выделить несколько секторов менеджмента на туристском рынке:

1. Производственный менеджмент - производители туристских услуг (гостиницы, рестораны, транспорт, экскурсионное бюро).

2. Корпоративный менеджмент – союзы производителей, корпораций, ассоциаций.

3. Менеджмент туроперейтинга – туроператоры.

4. Менеджмент реализации – агентская сеть.

5. Социологический менеджмент – рынок потребителей.

Каждый сектор менеджмента на туристском рынке имеет свои особенности и требует интенсификации и прогрессивной технологии управления.

Комплексный подход к организации туристского обслуживания предусматривает четыре уровня менеджмента:

- государственный,

- отраслевой,

- производственный,

- оперативный

При этом следует учитывать факторы, оказывающие влияние на стратегии управления. Эти факторы могут быть как внешними (социальные, политические условия и др.), так и внутренними (государственная политика в туризме, возможности туристского привлечения и услуг).

Государственный уровень менеджмента в туризме включает в себя политику государственного регулирования развития отрасли.

Развитием и деятельности туризма в России руководит специальный орган: Комитет по физической культуре, спорту и туризму при Правительстве Российской Федерации. Комитет имеет в своем составе девять подразделений: Управление программ и координации развития туризма, Экономическое управление, Управление международного сотрудничества, Управление кадров, науки и образования, Управление совершенствования организации туристского обслуживания, Правовое управление, Финансовое управление. Управление делами, Рекламно-издательский отдел.

Целью работы Комитета является координация развития отрасли в соответствии с государственной политикой, а также подготовка основных руководящих документов по развитию туризма в РФ.

Задачами государственной политики в сфере туризма являются:

- предоставление гражданам России возможности заниматься туризмом при соблюдении индивидуального и коллективного права;

- обеспечение социальной необходимости в туристском обслуживании (все желающие должны получить доступ к туристским услугам);

- выделение приоритетных направлений развития туризма, исходя из потребностей различных социально-демографических групп населения;

- постоянное повышение качества обслуживания туристов и экскурсантов на основе внедрения программно-целевых методов управления качеством и системы стандартизации;

- внедрение программных принципов комплексного обслуживания туристов и совершенствование структуры материальной базы туризма;

- создание благоприятных экономико-правовых условий для развития национального туристского бизнеса.

В целях совершенствования работы отрасли и повышения социальной и экономической эффективности необходимо широкое развитие научно-исследовательских изысканий по различным проблемам туризма. Основными из них являются:

- разработка Генеральной схемы управления туристской отрасли;

- разработка научно-обоснованных отраслевых экономических нормативов, дифференцированных для различных регионов страны;

- определение стоимости туристских ресурсов и размеров отчислений от прибыли в местный бюджет в зависимости от степени и целей использования;

- исследование платежеспособного спроса различных социально-демографических групп населения на туристские услуги;

- разработка соответствующей нормативной базы, создающей режим благоприятствования для развития национального туристского бизнеса.

Рассматривая государственный уровень управления туристской отраслью, представляется благоприятным законодательное введение льготного налогообложения для развивающихся национальных туристских организаций и предприятий (особенно в сфере активного туризма), а также беспроцентного кредитования таких предприятий. Опыт такой государственной политики в туристской сфере мы можем видеть на примере многих зарубежных стран: Швейцарии, Греции, Франции и др.

Сущность и функции менеджмента

Экономический прогресс передовых стран мира обусловлен во многом эффективностью менеджмента – управления. Умение управлять, руководить людьми, занятыми в сфере производства, туризма, торговли и сбыта, зависит от многих факторов. Но главный фактор, определяющий на две трети успех дела, - это человеческий фактор.

Корни предпринимательства и менеджмента кроются в экономических отношениях собственности, которые возникают между людьми в процессе присвоения ими средств и результатов труда. Данный процесс в туристско-экскурсионной организации реализуется через осуществление следующих функций.

Первая функция – предпринимательская. Реализуя ее, собственник создает предприятие; принимает основополагающие решение о главных направлениях своей деятельности, путях использования производственного и научно-технического потенциала, рыночной стратегии и т. д.

Вторая функция – производственная. Она связана с практической реализацией предпринимательский решений, изготовлением туристского продукта и оказанием услуг.

Третьей функцией является управленческая (менеджмент). Она состоит из организации процесса производства и сбыта туристского продукта и услуг, найма работников и повседневного руководства ими.

Четвертая функция – присвоение результатов производства: получение, распределение и использование прибыли.

Собственник может быть одним лицом или коллективом.