Обоснование педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов

Круговой метод является разновидностью интервального. Он отличается от интервального более широким воздействием на организм за счет применения упражнений различной тренирующей направленности (Л.П. Матвеев. 1991). Данный метод способствует главным образом повышению емкости источников энергообеспечения, совершенствованию функциональных возможностей различных мышечных групп и активизации морфологических перестроек в организме (Ю.В. Верхошанский, 1988).

Комплексный метод развития скоростно-силовых качеств предусматривает одномоментное или последовательное (в нескольких тренировочных занятиях), согласованное и сбалансированное по объему сочетание средств одной преимущественной направленности, но с различным характером и силой тренирующего воздействия. Идея метода заключается в использовании положительного последствия «следов» нагрузки, остающихся после одной работы, на качественные и количественные характеристики тренирующего воздействия последующей работы (К.К. Михайлов, 2007; Ю.В. Никонов, 1988; П.Н. Пасюков, 1990 и др.). При этом обеспечивается суммарная приспособительная реакция организма, которая включает в себя функциональные признаки, как первого, так и второго тренирующего воздействия (С.М. Струганов, B.T. Сивохов, 2007).

Главная задача комплексного метода «разбудить» двигательные центры при выполнении первичной работы с тем, чтобы при вторичной работе обеспечить более мощную, эффекторную импульсацию, что приведет к более выраженному тренировочному воздействию. Однако зачастую бывает сложно подобрать адекватные режиму работы-организма в процессе игровой деятельности футболиста средства развития скоростно-силовых качеств, (М.Х. Боташева, 2007): Комплексный метод позволяет более эффективно решать эту задачу. Причем обобщающий эффект может достигаться сочетанием? тренирующих воздействий на различные физиологические системы организма, например, на мышечную и вегетативную, при развитии скоростной выносливости (В.М. Быстров, В.П. Филин,1971; Ю.В. Верхошанский, 1988; В.М. Зациорский, 1976; В.М. Киселев, 1993 и др.).

Особо в подготовке футболистов следует выделить игровой метод. Этот метод предусматривает интенсификацию режима работы организма в тренировке за счет максимального приближения тренировки к условиям игровой практики (В.В. Ландышев, 1993). Такой подход оказывает на организм воздействие, адекватное соревновательному, и позволяет эффективно решать тренировочные задачи (A.B. Запорожанов, 1989). В отдельных работах показана целесообразность использования отдельных тренировок, максимально приближенных к игровым условиям по режиму энергообеспечения работы организма футболистов. Данный метод (двусторонняя игра на тренировке) сочетает в себе интенсивное тренирующее воздействие в специфическом двигательном режиме и оценку степени подготовленности организма футболистов к играм.

Повышение специфической работоспособности футболистов возможно только при условии применения тренирующих воздействий, превышающих тот уровень функциональных возможностей, к которому организм адаптирован, и вынуждающих его к новым приспособительным реакциям (Б.В. Ендальцев, 2008). Задача такой подготовки заключается в интенсификации режима работы организма в условиях тренировки с тем, чтобы приблизить, а иногда и превысить те функциональные параметры двигательных действий, которые характерны для игровой деятельности (A.B. Запорожанов, 1989).

Следовательно, интенсификация режима работы организма средствами скоростно-силовой подготовки должна предусматривать, прежде всего, стимуляцию активности локомоторного аппарата с учетом характера его работы в условиях спортивно-игровой деятельности (П.Н. Пасюков, 1990). Такая стимуляция активизирует процесс морфо-функциональной специализации, как самих мышц, так и всех функциональных систем, обеспечивающих их эффективную работу во время игры на футбольном поле.

По мнению Ю.В. Верхошанского (1988), интенсификацию режима работы организма и его двигательного аппарата при скоростно-силовой подготовке можно обеспечить за счёт следующих способов:

- отягощения движений;

- обеспечения эффективного режима работы мышц;

- затруднения или облегчения условий выполнения соревновательного движения.

На наш взгляд, перечисленные методики интенсификации режима работы организма и его двигательного аппарата можно с успехом использовать в тренировочном процессе юных футболистов.

Обобщая данные ряда исследований, Л.П. Матвеев (1991) приходит к выводу о целесообразности суммированного эффекта нескольких тренировочных занятий таким образом, чтобы предъявить к организму наиболее жесткие требования и получить интегральный подъем его функциональных возможностей в период последующего отдыха. Причем, автор отмечает, что, так как процессы восстановления после физической нагрузки гетерохронны, т.е. восстановление и суперкомпенсация различных функций организма происходят не одновременно, необходима такая система чередований тренировочного процесса и отдыха, чтобы основные занятия проводились на фоне восстановленной или повышенной работоспособности относительно тех упражнений, которые включены в данные занятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7