Социокультурный аспект институционализации туризма

В это же время происходит формирование законодательной базы туризма. Формирование правовой базы туризма продолжается и в настоящее время. Так, идёт разработка Федерального закона «О туризме».

В России активно действуют неправительственные общественные туристские организации. Их основные задачи:

- создание инфрастуктуры туризма;

- влияние на разработку законодательства о туризме;

- внедрение международных стандартов обслуживания;

- продвижение российского турпродукта на зарубежные рынки.

Такие организации функционируют как на национальном, так и на региональном уровне.

Среди общественных национальных организаций активной работой выделяется Российский союз туриндустрии, ассоциация делового туризма, российская ассоциация социального туризма, Международная общественная организация «Гильдия журналистов, пишущих о туризме» (UJETRus). В настоящее время образованы и успешно работают Санкт-Петербургское и Тверское региональные отделения UJETRus.

Региональные общественные организации по туризму представлены: Московской ассоциацией туристских агентств (МАТА), Московской ассоциацией гостиниц и туристских организаций, Уральской ассоциацией туризма, Сибирской Байкальской ассоциацией туризма, Российская гостиничная ассоциация [10, с. 18, 22, 23, 25, 28–30].

Рассмотрев процесс институционализации туризма, мы можем сделать следующие выводы. Предпосылками процесса институционализации туризма в мире и в нашей стране являются события, связанные с процессом опривычивания деятельности (хабитуализации). Этот период в институционализации туризма продолжался с зарождения цивилизации до XІXв. Анализ показал, что период хабитуализации проходил в обществе традиционного типа. Данный тип общества был определён использованием для путешествий примитивных средств передвижения.

На становление социального института туризма оказали влияние культурные характеристики традиционного общества. Прежде всего, это то, что ценности и нормы в традиционном обществе базировались на религиозном фундаменте, что способствовало развитию паломничества. Кроме того, большое влияние на развитие туризма оказывала ориентация на прошлое, традиционализм, низкий уровень толерантности, основывающийся на культурной гомогенности. Данные социокультурные характеристики не способствовали развитию туризма – путешествия на протяжении многих столетий совершались с торговыми, образовательными и лечебными целями.

Анализ показал, что стадия хабитуализации не получила своего окончательного завершения в традиционном обществе и часть событий, относящихся к этой стадии, приходится на начало эпохи индустриальных обществ. Необходимо отметить, что завершение данного этапа в России происходит несколько позднее чем в странах западного общества.

На Руси этот период времени отмечен существованием паломничества, зачатков социального туризма правящей элиты и экспедиций землепроходцев. Завершение этого этапа на Руси связано с созданием в стране первых курортов, возникновением музейного туризма и экскурсионной деятельности. На протяжении всего этого этапа в России преобладает просветительская роль путешествий.

В XІX в. в институционализации туризма выделяется этап исторического создания взаимных типизаций действий. Этот этап происходит в обществах индустриального типа. В этот период происходят революционные изменения в развитие транспорта. Развиваются сети автомобильных дорог, железнодорожных, морское сообщение. В индустриальном обществе ценности становятся преимущественно светскими, утрачивается влияние религии, происходит ориентация на будущее, появляется толерантность, обусловленная дифференцированностью культуры. Все эти культурные факторы индустриального общества способствуют развитию туризма и становлению индустрии гостеприимства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9