Социокультурный аспект институционализации туризма

На этом этапе в Западной Европе и России происходят сходные события, разделённые в истории тремя десятками лет. Так, с середины века возникает общественная потребность в отдыхе, что влечёт за собой создание ряда туристских бюро, фирм, гостиниц, обществ и союзов по всей индустриально развитой Европе. Последняя четверть XІX в. уже в России отмечена складыванием в стране социально-экономические и политические условий, приведших к созданию в стране первых организационных структур: туристских фирм, туристских и экскурсионных организаций. Возникновение общественных организаций свидетельствует о появлении совокупности людей, наделённых материальными и финансовыми средствами, способствующими распространению и пропаганде туризма как здорового образа жизни и формы познания окружающего мира.

Последние два этапа институционализации туризма начинаются в индустриальных обществах и завершают своё формирование в постиндустриальных. Здесь также большое влияние оказывает совершенствование транспортных средств, но наиболее значимым фактором в эти периоды является потребность общества в отдыхе и возможность проведения своего досуга посредством туризма.

Культура индустриального общества на данных этапах оказывает своё влияние через появление «массовой культуры», которая наибольшее своё влияние оказала на становление массового туризма. В постиндустриальном типе общества на институционализацию туризма повлияли такие факторы культуры, как: отсутствие глубины и поверхностный взгляд на мир; ослабление эмоций (люди постоянно в своей жизни, включая и сферу отдыха, ищут развлечения, и постоянно увлекаются чем-то новым); утрата историчности (в путешествиях туристы стараются узнать мало о многом, всё чаще не интересуясь культурным прошлым своей родной местности); преобладание воспроизводящих технологий.

Основные события институционализации туризма на этапе, связанном с тем, что всеми членами социальной группы всегда разделяется и доступна для их понимания типизация опривыченных действий, происходят в XX в. Для зарубежных стран этот этап характеризуется тем, что туризм приобретает черты познавательного, появляется массовый туризм, получивший особое развитие после Второй мировой войны.

Ещё одной характерной чертой этого этапа институционализации является то, что действия типа Х начинают совершаться деятелями типа Х. В данном случае деятельность типа Х – это туристско-экскурсионная деятельность, а деятели типа Х – это специалисты по туризму и экскурсионному делу. Так, в странах Западной Европы в этот период появляются учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства. В России и Советском Союзе в это же время происходит формирование обществ, направленных на популяризацию туризма. Кроме того, создаётся широкая система профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма. Таким образом, на этом этапе происходят незначительные различия в институционализации туризма в мире и Советском Союзе. Так в мире в этот период большее внимание уделяется массовости туризма, в то время как в СССР наибольшее внимание направлено на формирование системы профессиональной подготовки кадров.

Еще одним этапом, без которого не может происходить процесс институционализации туризма, является этап, связанный с социальным контролем человеческой деятельности. Данный этап, также как описанный ранее, приходится на XX в. Эти два этапа совпадают по времени потому, что они происходят параллельно и взаимно дополняют друг друга. Социальный контроль человеческой деятельности в туризме на уровне мирового сообщества связан с тем, что на протяжении всего XX в. создаются международные ассоциации, проводятся конференции, принимаются хартии и кодексы, регулирующие и контролирующие международную деятельность в сфере туризма. Наряду с этим практически в каждой стране мира созданы и действуют организации, контролирующие и регулирующие деятельность в сфере туризма на национальном уровне. Тоталитарный характер советского государства обусловил более организованную форму социального контроля в сфере туризма. В СССР в этот период создаются общесоюзные бюро, всесоюзные общества и федерации. Государство становится монополистом в сфере туризма. Это позволяет государству осуществлять контроль за всеми составляющими туристской отрасли.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9